Зрелища ищут выхода

Как выживает индустрия развлечений

Индустрия досуга повсеместно признана одной из отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса и требующих государственной помощи. Пока страны решают, кого и в каком объеме субсидировать, игроки развлекательной сферы сами ищут пути выхода из кризиса. Кто-то продает билеты на виртуальные спектакли, кто-то по-новому монетизирует свою известность, некоторые создают новые форматы зрелищ. Рассказывает Борис Барабанов.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Онлайн-заказники

Корпоративы, они же заказники или частные выступления, до эпидемии коронавируса были существенной статьей доходов эстрадных артистов. Для некоторых — чуть ли не единственной. И если концертные залы закрыты до лучших времен, то желание получить на свой праздник эксклюзивное выступление любимого артиста вполне можно реализовать онлайн. Например, еще 3 апреля о появлении такой формы заработка рассказал в интервью “Ъ” Леонид Агутин.

Спросом пользуются дистанционные выступления не только статусных поп-звезд.

В начале мая о своих выступлениях в подобном формате рассказал в Facebook лидер группы «Сансара» Александр Гагарин. Заказчиками первого личного онлайн-концерта стали поклонники группы из Норильска.

Персональные поздравления

В середине апреля в инстаграм-аккаунтах ряда артистов появились предложения «порадовать близких, друзей или коллег». Речь, конечно, о коммерческой услуге. «Я с радостью запишу для вас видеопоздравление, которое навсегда останется с вами, будет неожиданным, подарит улыбку и приятные эмоции»,— пишет Люба Успенская. Точно такое же предложение в тот же день опубликовала Наргиз Закирова. По сведениям “Ъ”, стоимость такой услуги составляет 200–300 тыс. руб.

Концерты с ограниченным количеством зрителей

Выступления артистов в маленьких клубах не новость. Однако владельцы таких площадок никогда не возражали против аншлагов, и слово «биток» обозначало предел мечтаний. Крупные концертные залы откроются не скоро, но бары и кафе, вполне возможно, заработают уже в рамках второго этапа выхода из карантина, то есть, скорее всего, в июне-июле. В описании этого этапа упомянуты «некоторые магазины и заведения общественного питания». Под это определение вполне подпадают бары и клубы небольшой вместимости, и концерты с 30–50 зрителями и большим расстоянием между столиками вполне могут стать реальностью.

Соответственно, артисты с и без того скромными гонорарами смогут вернуться к работе, а прочие, вполне возможно, умерят свои аппетиты или будут играть несколько концертов подряд в одной и той же точке.

Практика выступлений инди-артистов в заведениях на 30 мест и даже меньше еще до пандемии была нормой для такой, например, страны, как Япония. Как и гонорары, эквивалентные сумме 5–10 тыс. руб.

Концерты с соблюдением социальной дистанции

Стадия перехода концертной индустрии к привычному формату начнется с мероприятий, предусматривающих соблюдение особых мер предосторожности. На 15 мая в Арканзасе намечено выступление кантри-артиста Трэвиса Маккриди. Концерт пройдет в сидячем зале вместимостью 1100 мест, но в продажу поступит только 229 билетов.

Зал будет разделен на секторы вместимостью от 2 до 12 мест каждый. Расстояние между секторами — не менее 1,8 м.

Соответственно, компании друзей или супружеские пары будут получать удовольствие, не контактируя с «чужаками». Для посещения концерта обязательно наличие маски, на входе будут измерять температуру, а в туалеты будут пускать не более десяти человек одновременно.

Киносеансы в аэропортах

В сфере кинопроката снова входит в моду формат drive-in. Например, в Вильнюсе кино крутят на территории аэропорта, который временно превратился в автомобильный кинотеатр под открытым небом. Фильмы на площадке вместимостью 200 машин будут демонстрировать до конца мая. Размер экрана сравним с размером пятиэтажного дома. Звук поступает в автомобили через стереосистемы — их нужно настроить на специальную радиоволну.

Фото: Andrius Sytas, Reuters

Спектакли в Zoom

Кинокомпании вовсю осваивают формат screenlife; свой сериал, собранный на мониторе компьютера, есть теперь, кажется, у любой цифровой платформы. Театры выкладывают в свободный доступ спектакли, снятые на видео. А у компании Федора Елютина «Импресарио» получилось создать продукт, чья жизнь возможна только в среде популярной конференц-платформы, и при этом зритель вовлечен в происходящее на сто процентов. В ходе шоу-тренинга «I don't want to see this» зрителю предлагается почувствовать себя модератором ленты Facebook, по сути, богом виртуального пространства. Билет на спектакль стоит 600 руб. Спектакли идут с аншлагами.

Концерты в играх

В рамках открытия выставки Михаила Цатуряна в игре Minecraft 19 апреля дал концерт композитор и пианист Кирилл Рихтер. Открытие растянулось на два дня, и в нем также приняли участие стендап-комики, рэперы и актеры студенческого театра.

Мероприятие в Minecraft посетило более тысячи уникальных пользователей, при этом более 500 тыс. зрителей посмотрело трансляции на платформе Twitch и в VK.

Спустя несколько дней рэпер Трэвис Скотт дал десятиминутный концерт в игре Fortnite. Только внутри игры его смотрело более 12 млн человек, при этом трансляция шла также в Twitch и на YouTube. На 25 апреля в Minecraft был назначен фестиваль Block By Blockwest с участием групп Massive Attack, Idles, Fever 333 и Pussy Riot. Наплыв посетителей был так велик, что серверы не выдержали нагрузки, и фестиваль пришлось перенести на 16 мая. Посетители Block By Blockwest могли жертвовать средства на борьбу с COVID-19, и в первый же час работы серверов, пока сеть не рухнула, игроки собрали $5000.

Вся лента