Регионы перенимают столичный контроль

Будет ли эффективна система электронных пропусков

Цифровые пропуска внедрят по всей стране с подачи Сергея Собянина. В Минкомсвязи сообщили, что помимо Москвы к системе подключат еще около 20 регионов. В среду мэр Москвы заявил, что это позволит в автоматическом режиме отслеживать перемещения россиян в транспорте. С какими сложностями могут столкнуться регионы? И что думают о нововведении российские губернаторы? Выясняли Александр Рассохин и Яна Пашаева.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Со среды полицейские в Москве все также могут остановить человека и попросить разрешение, но теперь им помогает информационная система. Москвичи без пропуска не могут пройти через турникет в метро. Автомобилистов без специального кода выявляют камеры видеофиксации нарушений. Мэр столицы Сергей Собянин предложил распространить опыт на все регионы. Но насколько это обоснованно?

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в этом сомневается. По ее словам, система уместна разве что в Санкт-Петербурге: «У нас есть регионы, где зараженных 100 человек, 200. Зачем распространять систему? У нас с сотовой связью в регионах не всегда идеально. Если хотят сразу полицейское государство, пусть попробуют. Эксцесс исполнителей никто не отменял. Поэтому я бы очень советовала власти быть поаккуратнее — народ ведь с вилами может пойти».

Другой вопрос, хватит ли региональным властям компетенций, как технических, так и управленческих, чтобы реализовать систему. В любом случае ее эффективность под вопросом, говорит директор «Фабрики информационных технологий» Федор Жерновой: «Эффективным будет контроль автомобильного транспорта. Что касается метро, например, в Москве есть развитая сеть, большое количество общественного транспорта, где можно отслеживать трафик людей, перемещение. В других регионах такой информации меньше, там не все оборудовано средствами контроля типа камер.

Поэтому перемещения автомобильного транспорта еще понятно более или менее как контролировать, а пешеходов и пассажиров будет сложнее мониторить».

Сначала к системе подключат семь регионов Центрального федерального округа, в том числе Орловскую область. Впрочем, губернатор Андрей Клычков в принципе не видит смысла в пропусках: «Это какая-то абсурдность. Мы должны быть готовы к любому развитию ситуации. Но сейчас мы не планируем вводить никаких пропусков. Санитарно-эпидемиологическая обстановка не вынуждает нас это делать».

Хотя некоторые регионы сами уже начали внедрять подобную систему. В Пермском крае ее тестируют на сотрудниках правительства, администрации и крупных компаний, рассказал “Ъ FM” глава региона Дмитрий Махонин. Каким образом проходит отладка, он пояснить не смог. Но повсеместное введение пропусков поддерживает: «Сложно оценить эффект, но в перспективе недели через полторы мы запустим полностью систему. Конечно, полиция должна быть обеспечена и гаджетами».

К работе полиции тоже есть вопросы. В интернете и сейчас много роликов, на которых правоохранители забирают в отдел людей без видимых оснований. Что же будет с введением пропусков? Возможно, извечные истории с взятками будут вновь популярны, предполагает политолог Федор Крашенинников. И это при том что у россиян в глубинке и так нет денег. «У людей будут требовать QR-коды. Откуда у людей вообще телефоны, чтобы они могли эти коды получать? Какое-то количество людей ходит с кнопочными телефонами. Люди могут массово выйти на улицы, если почувствуют, что у них нет денег»,— считает Крашенинников.

Вызывает опасение и то, что следить за сохранностью данных системы в регионах могут хуже, чем в столице. А это риск утечки сведений о россиянах. И будут ли использовать систему после пандемии? Политолог Дмитрий Орешкин на это не рассчитывает и вспоминает действия правительства после сокрушительных лесных пожаров 2010 года: «Медведев дал команду поставить в каждой деревне телефон-автомат с бесплатным вызовом спецслужб — и поставили. И сейчас иной раз едешь, стоит телефон с оторванной трубкой, давно оторванный от сети. То есть деньги освоили, систему построили, провинция ее переварила и на обочину выплюнула».

За чей счет весь этот карантин

Смотреть

Тем временем в первый день автоматизированного контроля в Москве без пропуска выехали 250 тыс. водителей. Всем им грозят штрафы. На этом фоне, кажется, и региональная система цифровых пропусков вполне может окупиться.

В среду около 2,5 тыс. москвичей также не смогли попасть в метро. В пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок» объяснили, что эти люди либо неправильно оформили пропуск, либо вообще его не получили.

Вся лента