«Мы хотим знать, кто виноват»

Российские туристы не понимают, почему их не возвращают

Из-за нового алгоритма возвращения россиян из-за границы тысячи человек потеряли надежду на то, что скоро окажутся дома. За одними уже несколько суток не прилетает обещанный самолет, другие даже не знают, стоит ли им рассчитывать на помощь государства. “Ъ” поговорил с несколькими российскими туристами, оказавшимися за рубежом в разгар пандемии коронавируса.

Фото: Jorge Silva, Reuters

Южная Корея

Одна из самых непростых ситуаций сложилась с вылетом российских граждан из Сеула. Около 50 человек ждут вылета в Хабаровск и Владивосток в транзитной зоне аэропорта, многие находятся там с 31 марта. В городе ожидают вылета свыше 100 человек. Среди них есть семьи с детьми, беременные женщины, 80-летние старики. Им старается помочь местная русскоязычная община.

7 апреля Росавиация дала добро на вылет борта авиакомпании «Аврора» из Хабаровска в Сеул с корейцами на борту. Обратно он должен был забрать россиян. В последний момент разрешение было аннулировано. «Произошла путаница в МИДе. Перед вылетом разрешение отозвали у авиакомпании»,— сказал министр транспорта Сахалинской области Валерий Спиченко в прямом эфире на YouTube-канале правительства региона. То, что господин Спиченко назвал «путаницей в МИДе», скорее всего, было связано с тем, что российские власти 7 апреля одобрили новый алгоритм вывоза россиян. Согласно ему, людей больше не вывозят по спискам МИДа — их составлением теперь занимается Минкомсвязь.

Валерий Спиченко заверил, что проблема будет решена и туристов вывезут в четверг. Губернатор региона Валерий Лимаренко при этом заявил, что «это не путаница». «Ситуация такова, что, согласно нормативу, в день в аэропорт (регионального уровня.— “Ъ”) должны прилетать не более 200 пассажиров. Это требуется для того, чтобы вовремя провести обработку»,— сказал он. Но и в четверг самолет не прилетел, теперь речь идет о пятнице.

Авиакомпания «Аврора» сообщает, что начиная с 31 марта постоянно получает отказы на ежедневные заявки о выполнении специальных чартерных рейсов для вывоза российских граждан из Сеула во Владивосток и Хабаровск.

Туристы никому уже не верят. «Требуем, чтобы нас перестали кормить слухами. Мы хотим знать, кто виноват, что рейс во вторник отменили в последнюю секунду и кто за это ответит. Нам сказали, что это решение лично Голиковой (вице-премьера РФ Татьяны Голиковой.— “Ъ”), она отменила, когда рейс уже должен был вылетать к нам. Пусть покажут ее распоряжение с печатью»,— сказал в разговоре “Ъ” Александр, один из туристов, возвращающийся с тайского Пхукета. Он вместе с женой, которая находится на пятом месяце беременности, и десятилетним ребенком с 3 апреля ждет развития событий в аэропорту Сеула. До этого семья сутки провела в аэропорту Бангкока.

«На нас всем наплевать, плюс еще обвиняют, что мы не думали, когда летели отдыхать. Мы уезжали 11 марта, в этот момент никто в России и Таиланде об угрозе коронавируса всерьез не говорил. У нас были обратные билеты на руках. Мы были уверены, что спокойно долетим до дома»,— рассказал собеседник “Ъ”.

Незадолго до вылета авиакомпания поменяла семье Александра прямой рейс с Пхукета в Сеул на рейс через Бангкок. Все остальное было в порядке. «Но уже в Бангкоке выяснилось, что одна часть нашего перелета — Сеул—Владивосток — отменена и нас не посадили на рейс. Спустя сутки мы все же вылетели в Сеул и теперь застряли здесь»,— сказал Александр.

Олеся Новикова рейс из Хабаровска уже не ждет. Девушка с сентября 2019 года борется с раком. В конце марта в Южной Корее ей сделали операцию по удалению опухоли, метастазированных лимфоузлов и яичников. 31 марта, после последней консультации с врачом, она должна была лететь во Владивосток, где ей предстоял курс радиотерапии, которая должна была начаться не позднее 17 апреля. Перед покупкой обратного билета она проконсультировалась с посольством России в Сеуле. Ее заверили, что планов по отмене рейсов с Республикой Корея нет. «После полного закрытия авиасообщения я заполнила все списки на вывоз. Меня заверили, что буду в приоритете. Но рейсы все время откладывались. В последний раз мне звонил консул во вторник, предлагал лететь рейсом 7 апреля, который в итоге так и не улетел. Но мне уже в любом случае было поздно. Я приняла решение проходить курс радиотерапии здесь. Была вынуждена открыть сбор средств на своей страничке в Facebook»,— рассказала она.

Таиланд

Лариса Кудашкина с маленьким ребенком приехала в Паттайю в середине января из Новосибирска. Обратные билеты были на 12 апреля. «В середине марта, когда ситуация с коронавирусом резко ухудшилась, я решила уехать как можно скорее. Тогда еще было авиасообщение. Звонила в S7, чтобы поменять билеты. Самое раннее, что мне предложили,— это рейс 5 апреля. Но в итоге он был отменен»,— рассказала она “Ъ”.

В среду госпожа Кудашкина прочитала на сайте посольства, что на 10 апреля в график вылетов включены два рейса «Сибири» из Бангкока в Новосибирск и Иркутск. «И я, и другие сразу стали звонить в авиакомпанию, но там нам сначала сказали, что вообще ничего не знают, потом, что не могут подтвердить рейс. Никаких уведомлений о том, что мы в списке, я не получала. Боюсь, что на самолет посадят тех, у кого и были билеты на эти даты. По горячей линии до посольства дозвониться не могу. Ощущение, что нас все игнорируют. Материальная помощь тоже еще не пришла, у меня заканчиваются деньги и виза,— рассказала она.— Единственная хорошая новость: тайское правительство пошло навстречу туристам с сегодняшнего дня — автоматически продлевает визы до 30 апреля. Отменили плату за продление визы, не надо собирать для этого документы, куда-то идти и стоять часами в очереди в миграционном центре. Спасибо им большое».

Индия

Алекс и Вера вместе с тремя детьми находятся в Гоа с 30 сентября 2019 года. «У нас здесь бизнес, гостиница. Собирались, как обычно, уехать (в Россию.— “Ъ”) в конце апреля. Но все менялось очень быстро. С середины марта Индия закрыла въезд туристам, а потом полностью прекратила авиасообщение. Рейсы отменялись один за другим. Все билеты на самолет с какого-то момента стали лотерейными — повезет или нет. Мы никогда не покупаем обратные билеты заранее. Все зависит от сезона. Из-за бизнеса мы не можем просто сорваться в один момент. Сейчас возможность вернуться домой в Новосибирск есть только посредством специально организованных рейсов»,— рассказали они.

Пара сетует на противоречивую информацию о вывозе, которая поступала из России последние недели: «Сначала просят заполнить одни формы, потом другие, потом третьи, потом еще анкету. Везде одни и те же данные. Никакой обратной связи. Телефон горячей линии в генконсульстве в Мумбае уставшим голосом читает мантру, что вывезут всех, но когда и как, неизвестно. Последним потрясением стала информация, что вывозить будут только тех, кто въехал после 1 января. Это как объяснить вообще? Тут много, очень много, не одна тысяча русских, которые въехали сюда до Нового года, на весь зимний сезон, в основном с детьми».

По словам собеседников “Ъ”, их больше всего пугает перспектива взрыва эпидемии в Индии: «Тут 1,3 млрд населения, 400 млн за чертой бедности. И они могут пострадать больше от голода, чем от вируса. Медицинской помощи иностранцам банально не достанется. Мы хотели бы вернуться домой, так, вероятно, будет безопаснее. Наш дом в Новосибирске».

Согласно новому алгоритму по возвращению застрявших за границей россиян, Алекс и Вера не смогут в ближайшее время оказаться в списках на вывоз, поскольку покинули территорию России раньше 1 января 2020 года. Вывезены они могут быть, только если власти пересмотрят принятые 7 апреля правила.

Непал

В Непале застряли около сотни россиян, но пока об их возможном вывозе даже речи нет. «Я с отцом застрял в Катманду. Прилетели мы сюда 23 февраля. Обратный билет был на 29 марта. Qatar Airlines отменила рейсы. Впрочем, мы пытались выбраться раньше, как только узнали о ситуации. Это было 18 марта. Мы были на треке, там нет связи. Новости рассказали туристы, которые только заходили в горы. Постарались выбраться, но не успели. Непал закрыл границы»,— рассказал “Ъ” Владислав.

По словам россиянина, они с отцом включены во все списки, обратились за материальной помощью, но денег пока нет. «По поводу вывоза консульство говорит, что делает все возможное. К дипломатам претензий нет, они стараются всем помочь, но видимо, в России не слишком заинтересованы вывозить отсюда кого-то. Российские перевозчики сюда не летают. Туристов по путевке здесь нет.

Если нас отсюда и эвакуируют, то либо бортом МЧС, либо договорятся с зарубежной авиакомпанией. Если бы хотели, то за две недели борт МЧС уже бы долетел»,— отметил Владислав.

Максим Бонкин из Ижевска в Непале третий месяц. Улететь планировал 15 апреля авиакомпанией Oman Air: «Рейс отменили, но еще перед этим я хотел его поменять на более раннюю дату, либо вернуть деньги. Меня проигнорировали. Купить новый билет я себе позволить не мог. В итоге Непал вообще закрылся. Об эвакуации русских в Непале нигде не упоминается. Мы уже заполнили все, что можно. Кто-то даже получил материальную помощь, но мы не понимаем, по какому принципу это решение принималось».

Южная Африка

Оксана Филиппова из Санкт-Петербурга находится в Кейптауне. По ее словам, здесь еще около сотни россиян. Граждане РФ также есть еще в Йоханнесбурге.

«Когда в конце марта ЮАР закрыла воздушное пространство и одновременно МИД РФ начал создавать списки, кто и где находится, была очень активная работа со стороны дипломатов. Консул рекомендовал всем приехать поближе к Кейптауну, чтобы в случае вывоза мы все были в пределах досягаемости.

Нас расспрашивали, где мы находимся, обещали помощь в случае необходимости добраться в аэропорт. Было очень приятное чувство поддержки и сопереживание со стороны государства. Но внезапно все изменилось.

С нами перестали общаться, отвечать на вопросы, переадресовывая на ''Госуслуги''. Дошло до того, что в чате, созданном консульством, заявили, что он существует только для экстренного оповещения о планируемой эвакуации. Но это же естественно, что у людей возникают вопросы. Мы в чужой стране, абсолютно не ориентируемся»,— рассказала Оксана Филиппова.

Она сетует, что никто не помогает с документами: ни с российскими, ни с местными. К тому же многие из группы ошиблись, написав в анкетах, что у них нет обратных билетов (наличие билетов — это одно из условий включения в списки на возврат на родину), а на самом деле они имели в виду, что на момент заполнения документа они сгорели. Теперь люди волнуются, что не получат из-за этой ошибки материальную помощь. До сих пор никому из группы она не пришла, уточняет госпожа Филиппова.

По ее словам, шоком для многих стало то, что вывозить не будут тех, кто уехал из России до 1 января: «Среди нас много тех, кто отправился в путешествие до Нового года, и закрытие границ застало их в ЮАР. У многих возникают вопросы о продлении виз, будут ли штрафы за то, что мы не выехали. Нас направили на какой-то местный сайт. Консульство может не знать — прилетит ли за нами самолет, или нет, но оказать визовую поддержку — это их обязанность».

«Пугает неизвестность. Прилетит ли самолет и когда? Останутся ли у нас к тому моменту деньги на билеты? Нужно ли изыскивать дополнительные финансовые ресурсы и сколько? Как решать вопрос с работодателем? — говорит туристка.— Тут начинается зима, а у многих нет теплой одежды и купить ее негде — работают только продуктовые магазины. С приходом холодов может ухудшиться эпидемиологическая обстановка».

По словам госпожи Филипповой, туристов из других стран вывозят: «Мы же все живем в одних гостиницах, хостелах. Их правительства договорились с South African Airways о самолетах, кооперируются друг с другом. На днях шведов собрали вместе, сделали тесты на коронавирус, чтобы посадить в один самолет с немцами. Нас тоже в теории могли бы куда-нибудь подбросить поближе, откуда нас проще забрать».

Кения

Юрист из Москвы Ирина Акимова вместе с подругой Еленой Соколовской прилетели в Кению 15 марта. Вернуться собирались 28 марта. «У нас не организованный тур, приехали сами. Все себе организовали. Прежде чем улететь в Момбасу, связались с Qatar Airways и уточнили, летим или нет. Нам сказали: рейс будет, а если будет отмена — предупредим и дадим возможность улететь. Это было 21 марта. А 24 марта я открыла личный кабинет на сайте авиалиний и увидела, что рейс аннулирован, хотя все время подтверждали вылет»,— рассказала Ирина Акимова.

Все отменилось, по ее словам, после того, как Кения закрыла границы 23 марта. Ирина Акимова сообщила, что россиян, который соответствуют критериям граждан, подлежащих вывозу, здесь около 30 человек. Это те, кто улетел из России после 1 января и имеет на руках проездные документы.

С 6 апреля, продолжает госпожа Акимова, все осложнилось. Власти Кении приостановили перемещение людей между Найроби и прибрежными регионами. Из-за этого россияне оказались отрезанными друг от друга и не могут собраться в одной точке.

«Собраться в одном месте без помощи консула мы теперь не можем. А консул ничего не делает и обижается на нас, что мы даем негативные интервью,— жалуется Ирина Акимова.

— Непонятно, как выберемся. Здесь становится небезопасно, потому что местные считают, что белые завезли им коронавирус, что правда. Плюс у них забастовки — все отели позакрывали».

Госпожа Акимова говорит, что застрявшие россияне есть и в других африканских странах — в Эфиопии, Танзании, на Сейшелах. В российском посольстве в Эфиопии, с которым она связывалась, сообщили, что пытаются проработать вопрос рейса, который заберет россиян из нескольких точек. Коснется ли это Кении — непонятно. «Объединить бы нас с этим рейсом»,— говорит она.

На вопрос “Ъ”, не настораживала ли их с подругой ситуация в мире к моменту отлета из России 15 марта, Ирина Акимова отвечает, что перед путешествием они мониторили отчеты ВОЗ и в отношении Африки ничего не предвещало того, что в итоге произошло.

Владимир Соловьев, Марианна Беленькая

Вся лента