Авторынок пошел в занос

Как кризис сказался на российском авторынке

Падение рубля и коронавирус — серьезные проблемы для российского авторынка, способные отправить продажи в неуправляемый занос. Вместо обещанного сжатия на 2–3% спрос на новые машины может упасть на 10–15%, а то и больше при неблагоприятных сценариях развития ситуации.

Фото: Reuters

Связанное с ослаблением рубля повышение цен — главная проблема, доставшаяся российскому авторынку от нынешнего глобального кризиса. Цифры на автомобильных ценниках в России ведут себя нервно последние пять лет, со времен прошлого обвала российской национальной валюты. За последний год их более или менее удалось успокоить, но вот сейчас над авторынком нависла новая волна подорожания машин.

По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России сейчас составляет 1,55 млн руб., по сравнению с 2014 годом стоимость машин в РФ выросла почти на 80%, то есть примерно на столько же, на сколько изменился курс национальной валюты (см. график 1). Обвалы курса рубля научили российского покупателя, что если он планировал покупать автомобиль, то надо срочно бежать за ним в автосалон, пока цены не поползли вверх. Вот и сейчас после обвала рубля автодилеры констатируют повышенный приток покупателей в салоны, где цены на новые автомобили уже начинают расти.

По оценкам «Автостата», из 52 брендов на российском рынке цены на автомобили за первые две недели марта подняли как минимум 7 марок. Например, у Toyota на 26–101 тыс. руб. подорожали пять моделей (седан Camry, пикап Hilux, внедорожники Fortuner, LC200 и LC Prado), на 20–50 тыс. руб. выросли цены на весь модельный ряд Suzuki, сменила ценники марка Volkswagen (у нее подорожали три модели — седан Polo на 17 тыс. руб., Tiguan на 40 тыс. руб. и Touareg на 90 тыс. руб.), также подорожали почти все модели Lexus, скакнули цены на 20 из 33 моделей марки BMW. Хотя следует признать, что на рынке есть и примеры иного ценового движения — например, серьезно снизил цены на свои автомобили бренд Ravon: так, ходовая модель Nexia стала дешевле в марте на серьезные 28–49 тыс. руб. Однако данное понижение временное и связано с изменением маркетинговой стратегии этой марки: с апреля автомобили, выпускаемые на совместном предприятии GM в Узбекистане, будут продаваться в России не под маркой Ravon, а под брендом Chevrolet и, скорее всего, уже по более высоким ценам.

Всплеск, потом затишье

Другие автопроизводители официально подтверждают, что не исключают повышения цен на свою продукцию — об этом, в частности, говорят представители АвтоВАЗа, а также марок Renault, Kia, Hyundai.

«Сегодня АвтоВАЗ является одним из наиболее локализованных производителей в России, но все же на компанию оказывают влияние цены на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированные в евро или долларах США. Исходя из развития ситуации, компания рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию»,— говорит Сергей Ильинский, директор по коммуникациям АвтоВАЗа.

Впрочем, по прогнозам участников рынка, массовый рост цен на авторынке начнется не сейчас, а позже — примерно через пару месяцев, пока же автопроизводители стараются не делать резких движений в своей ценовой политике. «Большинство автопроизводителей закладывали на 2020 год сокращение продаж на российском рынке, поэтому давления на склады не будет — сейчас дилеры будут распродавать стоки, цены будут расти, но не мгновенно, корректировка произойдет после стабилизации рубля»,— говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «Автоспеццентр».

«Сложившаяся ситуация с ослаблением курса рубля застала врасплох всех игроков на рынке автомобильного бизнеса и явно приведет к очередному росту цен. Напомню, из-за увеличения утилизационного сбора уже произошло плановое подорожание автомобилей 2020 года выпуска, при этом производители ориентировались на курс 60–62 руб. за доллар. Но говорить о молниеносном подорожании автомобилей пока преждевременно, так как у дилеров оплачены ближайшие отгрузки и есть автомобили на складах,— продолжает Александр Щербаков, руководитель проекта Probegzero (сервис поиска новых автомобилей).— Думаю, ситуация прояснится в ближайшие две-три недели. Уже сейчас аналитики говорят о том, что курс доллара может вернуться к прежнему значению только к 2022 году, а это означает, что подорожания не избежать — вопрос только в его величине. По моему мнению, в текущем году по самому оптимистичному сценарию подорожание автомобилей будет в размере 10–15% в зависимости от уровня локализации производства концерна».

Выиграет локализация

Как и в прошлые годы, после обвала рубля под усиленным ценовым ударом окажутся в первую очередь импортируемые в РФ автомобили, выпуск которых не локализован на территории страны. «Можно ожидать, что меньше всего подорожают автомобили отечественных производителей УАЗ и Lada, а больше всего подорожание коснется импортируемых моделей с полной таможенной пошлиной, таких как Mazda 3, Toyota Corolla, Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Volkswagen Passat, Volkswagen Amarok, Mitsubishi Pajero Sport, Kia Soul, Kia Picanto, Suzuki SX4, Suzuki Vitara, Skoda Superb»,— прогнозирует Александр Щербаков.

Однако импортируемые автомобили уже давно не играют ключевой роли на российском авторынке и занимают все более сжимающуюся нишу: по оценкам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), из 1,58 млн проданных по итогам прошлого года автомобилей 1,26 млн, или более 80%, имели локальную сборку. Хотя и локализованные производства сильно зависят от импортных компонентов, поэтому подорожания цен и здесь не избежать. «Исходя из того, что средний уровень локализации в российском автопроме — примерно 40%, а доллар вырос уже на 20%, мы можем ожидать среднего роста цен на локализованные автомобили около 12%,— говорит Валерий Емельянов, аналитик инвестиционной компании "Фридом Финанс".— В наименьшей степени это коснется модельного ряда АвтоВАЗа, а также собираемых в России Renault и Nissan. Они могут подорожать на 5–8%. Это не убьет рынок, но отсечет покупателей, для которых переплата за бюджетные модели в 100–150 тыс. руб. окажется существенной. Так что под ценовым давлением окажутся не отдельные бренды, а конкретные предприятия. Например, модельный ряд производимых на "Автофрамосе" авто с его долей локализации под 80% будет продаваться лучше, чем у конкурентов. А калининградский "Автотор", имеющий порядка 20% локализации (производит Kia Sportage, Ceed и Cerato, Hyundai Elantra и Sonata), скорее всего, просядет по продажам сильнее других заводов».

Что же касается премиального класса, то, скорее всего, спрос здесь пострадает меньше всего, так как для покупателей таких машин рост цен будет не столь критичным. «Рынок бизнес-класса и премиальный сегмент по традиции будут жить своей жизнью,— продолжает Валерий Емельянов.— Рост цен там будет максимальным и может достигать 20%, но не исключено, что на этом фоне продажи в этом сегменте рынка не упадут, а даже вырастут».

Производственный карантин

Помимо роста цен на российский авторынок будет негативно влиять и общая ситуация в мировом автопроме, производственные процессы которого оказываются парализованными из-за пандемии коронавируса. По злой иронии исторический очаг эпидемии китайский город Ухань является крупнейшим центром автопрома КНР, где расположены не только заводы таких мировых автогигантов, как General Motors, Nissan, Honda, Renault, Peugeot—Citroen, но и еще много предприятий, связанных с выпуском автомобильных комплектующих, которые потом отправляются на автомобильные заводы в разных уголках планеты. Сейчас эти предприятия начинают возвращаться к работе.

А вот в Европе волна остановки автомобильных заводов только началась: об остановке своих конвейеров на карантин в Маранелло один из первых объявил итальянский производитель спорткаров Ferrari, вслед за ним другой итальянский бренд, Lamborghini, приостановил конвейер своего предприятия в Сант-Агата-Болоньезе. Сейчас о производственных каникулах объявили уже большинство автопроизводителей в Старом Свете: Volkswagen, Renault, Volvo, Peugeot—Citroen временно закрывают свои заводы во Франции, Швеции, Великобритании, Польше, Испании, Германии.

В России тоже уже можно говорить о влиянии пандемии на сбой производственных процессов. Один из крупнейших российских производителей автобусов — завод «Волгабас», который расположен в Собинском районе Владимирской области (входит в холдинг «Баулин Моторс Групп»), вынужден был отправил в отпуск более 300 своих сотрудников из-за перебоев с поставками комплектующих из Китая. Зависимость от китайских компонентов признают и другие российские автопроизводители — например, на АвтоВАЗе еще в феврале создали оперативный штаб, который оценивает потенциальные риски для поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации. А российский производитель грузовиков КамАЗ признает, что в конце марта и в апреле возможна корректировка производственных планов компании, если ситуация с поставками деталей из КНР не наладится.

«Риск сбоя поставок комплектующих реален, особенно если импортируются готовые изделия или их узлы. Впрочем, у российского производителя, как правило, есть определенный запас импортных компонентов плюс определенный объем деталей в транзите и у поставщиков»,— говорит Евгений Горелик, управляющий директор НПП «Итэлма» (один из ведущих российских производитель автокомпонентов).

«Опыт прошлых чрезвычайных ситуаций в глобальной экономике показал, что запас комплектующих на российских автомобильных заводах находится на уровне не менее месяца, а у поставщиков — до двух месяцев,— соглашается Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС.— Таким образом, зона риска наступает в апреле-мае. Однако, учитывая динамику борьбы с коронавирусом в Китае, к этому периоду поставки могут возобновиться в достаточном объеме, хотя сейчас угроза перебоев поставок уже возникает с европейских заводов».

Вновь падение

Новые проблемы способны еще больше затормозить российский авторынок, который в последние годы и без того был нестабильным: после обвала рубля в 2014 году и последующего сжатия спроса почти в два раз в 2017-м продажи новых машин в России вроде бы опять поехали вверх, увеличившись на 12% и 13% в 2017-м и 2018-м. Однако в 2019 году продажи снова покатились вниз, сократившись на 2,3%, до 1,76 млн машин (см. график 2). В начале текущего года Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозировал дальнейшее снижение российского авторынка на 2%, однако падение курса национальной валюты может привести к более значимому падению — на 10–15%, до 1,65 млн машин.

Существуют и более пессимистичные прогнозы — например, аналитики «Автостата» предсказывают, что при падении стоимости нефти до $30 за баррель российский авторынок может рухнуть более чем на 30%, до 1,08 млн машин, то есть до дна начала 1990-х годов. «Сейчас ситуацию на рынке можно сравнить с осенью 2014 года,— считает Денис Петрунин.— Тогда ажиотажный спрос на автомобили на фоне ожидающегося роста цен продержался полгода, к февралю 2015-го спрос был удовлетворен, в 2015–2016 годах рынок сокращался и только в 2017 году продемонстрировал рост. Сейчас возможен похожий сценарий, но ажиотаж будет меньше, поскольку закредитованность населения выше, свободных денег у людей меньше. Так что после краткосрочного всплеска покупательской активности и удовлетворения спроса на рынке возможно затишье и сокращение авторынка в 2020 году на 12–15%. При этом, вероятно, спрос частично сместится с новых автомобилей на автомобили с пробегом, которые также вырастут в цене вслед за новыми».

Впрочем, все мировые рынки сейчас едут вниз: по данным международной консалтинговой компании LMC Automotive, мировой авторынок по итогам февраля упал почти на 20%, до 5,077 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом на крупнейшем мировом авторынке Китая, на который эпидемия обрушилась в конце января, спрос на автомобили был практически парализован: спрос по итогам февраля здесь упал на 80,4%. Не исключено, что Европу и Россию может ждать похожая удручающая статистика падения продаж из-за усиления антивирусного карантина и стремления населения не выходить из дома.

«Скорее всего, основные игроки авторынка будут ожидать уровня стабилизации курса рубля и сравнивать с заложенными в бизнес-планы параметрами, а далее уже принимать решения,— отмечает Алексей Токарев, президент и председатель правления РГС-банка.— Хотя вполне возможный сценарий ближайшего времени — это резкое падение спроса по причине простого отсутствия желания посещения автодилеров. Это хорошо видно по динамике продаж в других странах, где реализуется сценарий массового карантина и ограничения на передвижения населения. Очевидно, что покупка автомобиля в такой ситуации уходит на дальний план в приоритетах людей».

Владимир Арапов

Вся лента