Не наш человек в Гаване

«Афера в Майами» Оливье Ассаяса готовится к выходу в российский прокат

Завтра на экраны должна выйти шпионская драма «Афера в Майами» Оливье Ассаяса, основанная на книге бразильского журналиста Фернанду Морайса «Последние солдаты холодной войны». В шпионские страсти погрузилась Юлия Шагельман.

В фильме не сразу поймешь, кто чей шпион

Фото: Экспонента

Гавана, 1990 год. Пилот гражданской авиации Рене Гонсалес (Эдгар Рамирес) заканчивает утреннюю пробежку, выпивает кофе, прощается с женой Ольгой (Пенелопа Крус) и маленькой дочкой, едет на работу в переполненном автобусе, совершает рутинный вылет, идет обедать с коллегой, но до столовой не доходит. Он возвращается в свой самолет, поднимается в небо и садится уже в Майами. Свое решение покинуть Кубу он объясняет очень просто: там сплошной дефицит, есть нечего, электричество дают по часам, а скоро будет еще хуже. Перебраться в США Рене проще, чем многим другим: он там родился, и у него американское гражданство. Что касается жены и дочки, то, конечно, он их вызовет к себе, как только устроится.

Работа находится быстро — организация «Братство спасения» предлагает Гонсалесу послужить на благо все еще мучающихся при коммунистическом строе соотечественников. Теперь он летает над морем между Флоридой и Кубой, высматривая плоты с беглецами, которым «Братство» помогает добраться до Майами, а также над Гаваной, сбрасывая листовки, предвещающие скорый крах режима Кастро. Ольга с дочерью тем временем страдают от того, что их муж и отец внезапно оказался предателем родины, и письма Рене остаются без ответа.

Два года спустя майор кубинских ВВС Хуан Пабло Роке (Вагнер Моура) вплавь добирается до американской военной базы в Гуантанамо. Благодаря некоторой известности (он герой войны в Анголе), но еще больше привлекательной внешности и манерам патентованного латинского любовника в Майами его встречают как звезду, и чуть ли не в первый вечер он заводит роман с красоткой Аной Маргаритой (Ана Де Армас). Поначалу Роке тоже пилотирует самолеты «Братства спасения», но так не заработать на «ролексы» и шикарные костюмы, к которым он питает слабость, не говоря о «свадьбе десятилетия», о которой мечтает Ана. Поэтому он становится осведомителем ФБР, за хорошие деньги посвящая бюро в подробности побочного бизнеса борцов за свободу, а именно контрабанды наркотиков. Ту же работу он предлагает и Гонсалесу, тот соглашается, но бросает после первой же операции.

Первый час экранного времени состоит в одновременно затянутом и обрывочном наблюдении за параллельными судьбами этих двух героев. Зрители, знакомые с историей кубино-американских отношений в 1990-х, наверное, догадаются, к чему все это ведет, остальные же могут попробовать отличить «Братство спасения» от Кубино-американского национального фронта, Хосе Басульто — от Хорхе Мас Каносы, их обоих — от Луиса Посада Карильяса и вообще понять, кто все эти люди. Надеяться, что режиссер и автор сценария Оливье Ассаяс в этом поможет, не стоит: он просто представляет нового персонажа каждые десять минут, усаживает его и всех предыдущих за столик в ресторане и заставляет вести разговоры, которые чем дальше, тем больше напоминают белый шум.

Наконец в середине ленты происходит резкий поворот: появляется очередной герой — Херардо Эрнандес (Гаэль Гарсиа Берналь), который, оказывается, все это время возглавлял кубинскую шпионскую сеть в Майами, а входили в нее Гонсалес, Роке и еще несколько людей, до этого на экране не появлявшихся. Да, это история знаменитой кубинской пятерки разведчиков, которые под видом эмигрантов внедрились в организации, базировавшиеся в США и пытавшиеся подорвать режим Кастро.

С этого момента фильм, до того весьма неспешный, начинает нестись вскачь. В оставшееся время надо вместить довольно много событий, и они не столько показываются, сколько пересказываются с помощью торопливого монтажа и закадрового голоса. Что до разговоров в ресторане, то они время от времени сменяются разъяснениями, что вот еще и этот тоже шпион (то, с какой легкостью в этом фильме посвящают в подобные вещи совершенно непричастных гражданских, слегка изумляет). Выбивается из нарезки только единственный на всю картину эпизод, способный вызвать эмоциональный отклик,— почти поминутное воспроизведение серии взрывов в гаванских отелях в 1997 году. Исполнитель этого теракта Рауль Эрнесто Крус Леон (Нолан Герра Фернандес) за свои десять минут умудряется стать более объемным персонажем, чем главные герои — за два часа. Да, конечно, все они, как, видимо, пытается доказать автор, всего лишь пешки в большой и грязной политической игре, да только при переносе на экран эта партия растеряла всю свою увлекательность.

Вся лента