Киев подает пример ограничений на транспорте

Возможно ли в столице закрыть метро на карантин

Владимир Зеленский призвал правительство Украины закрыть метро по всей стране и приостановить междугородное сообщение. Соответствующее видеообращение президент опубликовал в своем Telegram-канале. Кроме того, по словам Зеленского, в маршрутках и такси должны передвигаться одновременно не более десяти человек, в автобусах, троллейбусах и трамваях — до 20. Ограничения предлагается ввести с полудня среды, 18 марта. Возможно ли приостановить работу метрополитена и пригородных поездов в Москве без ущерба для горожан?

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что такая мера допустима, но действовать нужно комплексно.

«Можно закрыть какую-то часть деловой активности, и тогда остатки деловой активности можно перевезти на автобусах, трамваях, личных автомобилях. По прикидкам, если закрыть, скажем, примерно 70-75% деловой активности — это школьники, служащие, какие-то конторы, бизнес, — остальное перевезем наземным транспортом и личными автомобилями. Половину закрыть — как-то справимся, а меньше — просто Москва встанет. Пригородное сообщение на электричках можно закрыть только в одном случае — надо посмотреть, какие производства в Москве встанут, если я прекращу пригородные электрички, — отметил Михаил Блинкин. — Маршруты наземного транспорта могут компенсировать электрички или метро в условиях ремонта или выбытия временные, Москва это научилась заменять автобусами, но локально.

В крупных масштабах это физически нерешаемая задача.

Заменить электричку с ее провозными возможностями автобусными маршрутами — уже высший пилотаж. Проще закрывать какие-то бизнесы на время карантина».

Накануне мэр Москвы Сергей Собянин запретил массовые мероприятия с числом участников свыше 50 человек. Кроме того, с 21 марта до 12 апреля включительно будут закрыты школы, спортивные секции и учреждения дополнительного образования. А студентам столичных вузов разрешили перейти на дистанционное обучение. Но даже если подавляющее число учреждений и компаний перейдет на удаленный формат работы, закрытие метро обернется москвичам серьезными неудобствами, говорит председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

«Автобусы, в принципе, справятся, но это дольше, потому что в городе много светофоров. Бессветофорных улиц, где скорость может сравниться с передвижением на метро, не так много, — система маршрутов, как правило, подвозящая к метро или подвозящая к железной дороге. Ввести замещающие маршруты можно, но людям еще надо будет с этим разбираться. Наверное, автобус в пригороде доедет за время, сопоставимое с электричкой, а в городе, конечно, метрополитен всегда выигрывает по времени. Я думаю, что время, которое потребуется, чтобы добраться до точки назначения может увеличиться в полтора-два раза минимум, и то — при отсутствии пробок, — считает Кирилл Янков. — Чтобы препятствовать распространению инфекции, прежде всего, необходимо уменьшить количество людей. Если в вагоне метро будет 10-15 пассажиров, это будет вполне безопасно.

Конечно, когда пассажиропоток уменьшается, всегда есть соблазн увеличить интервалы и сэкономить.

Вопрос, сколько денег можно компенсировать перевозчику. А тут не обойдется без компенсации со стороны государства».

Со вторника водителям автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев запрещено продавать билеты в салоне. А в Московском метрополитене рекомендуют пассажирам использовать бесконтактные способы оплаты проезда и пополнять баланс карты «Тройка» с помощью мобильного приложения, а не в кассах.

Лилия Галявиева

Вся лента