С предпринимателями поговорят не только на допросах

Генерал Айрат Ахметшин готов сотрудничать с аппаратом бизнес-омбудсмена

Нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий подписал соглашение о межведомственном сотрудничестве с руководителем следственного управления СК РФ по Нижегородской области Айратом Ахметшиным. Заодно стороны затронули и резонансные уголовные дела. В первую очередь представители бизнеса настаивали на том, чтобы нижегородских предпринимателей не преследовали по делам о неуплате налогов до решений налоговой службы, прошедших все ступени апелляции. Главный следователь возразил, что Следственный комитет вправе самостоятельно возбуждать дела на основе оперативных материалов, но пообещал изучить спорные жалобы и принимать по ним законные и справедливые решения.

14.02.2020 Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Руководитель СУ СК РФ по Нижегородской области Ахметшин Айрат.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В региональной Торгово-промышленной палате было подписано соглашение о сотрудничестве между СУ СК РФ по Нижегородской области и уполномоченным по правам предпринимателей Павлом Солодким. Бизнес-омбудсмен и новый начальник следственного управления Айрат Ахметшин договорились о порядке межведомственного обмена информацией по уголовным делам, где предприниматели являются потерпевшими или, наоборот, подозреваемыми или обвиняемыми. Как посетовал господин Солодкий, коммерсантам нелегко выживать в нынешних экономических условиях, количество ООО и ИП в регионе продолжает сокращаться. Поэтому важно найти баланс между полутеневым бизнесом, занимающимся обналичкой или незаконными налоговыми схемами, и теми добросовестными предпринимателями, которые стараются минимизировать свои затраты, но попадают под пресс силовиков.

В качестве байки про тонкую грань между первыми и вторыми Павел Солодкий рассказал об «известном нижегородском ресторане», в котором за весь декабрь был пробит только один чек — когда Новый год в нем отмечали сотрудники инспекции (эту историю ему рассказал главный налоговик области Виктор Большаков).

«Я думаю, задача не должна состоять в том, чтобы любой ценой собрать больше налогов.

Надо предпринимателей выводить из тени. Самое главное при всех решениях — сохранить рабочие места и производства, особенно в сельской местности и в райцентрах, где работодателей мало и население сокращается. Поэтому важно разумно подойти к балансу между принуждением и наказанием»,— сообщил бизнес омбудсмен.

Генерал Ахметшин тут же привел пример, показывающий, что следователи не только преследуют бизнесменов, но и защищают их права. Так, с 2019 года было возбуждено 15 уголовных дел по фактам воспрепятствования законной предпринимательской деятельности в отношении «должностных лиц, пытающихся ставить препоны». Выяснилось, что одно из таких дел возбуждено по жалобе директора богородской кожевенной фабрики ООО «Наппа».

Компания конфликтовала с администрацией Богородского района, и ее работу остановили, забетонировав доступ в канализационный коллектор. В итоге после жалобы губернатору бетонную пломбу пришлось демонтировать, а под следствие попал директор местного МУПа, занимающегося инженерными сетями.

Помощник бизнес-омбудсмена и профессиональный аудитор Татьяна Лобова рассказала, что многие ее клиенты являются фигурантами уголовных дел, но, как только СУ СК на своем официальном сайте дает релиз о налоговом расследовании, от подозреваемого коммерсанта сразу бегут банки и контрагенты. Она попросила следствие не предавать огласке наименования фирм и фамилии бизнесменов.

Дела часто возбуждаются, когда еще нет решения налоговой инспекции, предприниматель получил только акт и может еще обжаловать его в УФНС, получить ответ.

Еще ничего не доказано. Но как только Следственный комитет начинает проводить обыски и выемки документов, оргтехники в офисе и дома, предприниматель рассматривает это как акт устрашения. Но ведь у человека еще не исчерпаны возможности, данные Налоговым кодексом, а он уже идет и отвечает по уголовным статьям», — посетовала Татьяна Лобова.

Айрат Ахметшин отметил, что СК вправе возбуждать дела по оперативным материалам полиции, но обещал «взять на заметку» такие случаи и пристальнее изучить налоговые расследования. В ответ он рассказал историю, как один из его следователей «занял принципиальную позицию» и, проанализировав решение налоговых органов по сложной налоговой схеме, доказал, что сумма претензий завышена в несколько раз и состава преступления нет.

От СМИ звучали разные вопросы. Отвечая про расследования трех уголовных дел, касающихся девелоперского бизнеса, аффилированного с осужденным на десять лет бывшим главой Нижнего Новгорода Олегом Сорокиным, генерал Ахметшин подтвердил, что они еще не завершены, в том числе дело по обстоятельствам получения ООО «Инградстрой» 453 га под застройку в Советском районе.

«У них очень большие сроки расследования: 15 месяцев, 18 месяцев, 21 месяц… Честно говоря, таких длительных сроков быть не должно, это вызывает у меня серьезные нарекания. Это говорит о том, что либо следователи не могут найти доказательства вины, и тогда надо прекращать уголовное дело, либо, если есть такие доказательства, надо принимать решение о направлении дела в суд. Но нарушать разумные сроки (свыше года расследования. — “Ъ-Приволжье”) точно не стоит»,– заметил Айрат Ахметшин.

Он добавил, что в ближайшее время планирует заслушать отчеты следователей по резонансным уголовным делам и о некоторых итогах рассказать на пресс-конференции, посвященной 100 дням его пребывания в должности руководителя СУ СК по Нижегородской области.

Роман Кряжев

Вся лента