У электричек разъезжаются тарифы

Цены билетов предложено привязать к способу покупки

Минтранс и ОАО РЖД предлагают разрешить продавать билеты в электричках по разным ценам в зависимости от времени поездки и способа покупки билета — так, чтобы электронные билеты, себестоимость которых для перевозчиков ниже, стоили для граждан дешевле, чем бумажные. Отдельные льготы для билетов, купленных онлайн, уже действуют, но в форме скидки к покупке через определенные корпоративные приложения. По мнению экспертов, из всех предложенных типов дифференциации тарифа скидка для онлайн-покупателей наиболее спорная с социальной точки зрения, поскольку пожилые люди, реже пользующиеся цифровыми устройствами, могут воспринять это как льготу для молодежи.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Минтранс и ОАО РЖД предложили ввести дифференциацию тарифов на проезд в пригородных поездах. Об этом сообщил в четверг замгендиректора монополии Дмитрий Пегов. По его словам, цену билета предлагается дифференцировать «в зависимости от категории поезда, способа приобретения билетов, дня недели и времени совершения поездки». В европейских странах применение таких тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении является распространенной практикой, рассказывает Дмитрий Пегов. «Так, например, при приобретении проездного документа посредством мобильного приложения стоимость билета является наименьшей, в билетной кассе — наибольшей»,— поясняет он.

Пока, отметил он, законодательство не дает возможности дифференцировать тарифы.

Введение дифференциации позволит «оптимизировать расходы перевозчиков по продаже проездных документов прежде всего за счет использования безбумажных, бескассовых и безналичных способов оплаты», что позволит сократить затраты на материалы, содержание билетных касс, оплату труда кассиров и т. п.

«Предлагается закрепить за органами исполнительной власти субъектов РФ право устанавливать дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении»,— рассказал он.

Гендиректор АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Виталий Григорьев отмечает, что уже сейчас при оформлении билетов на пригородные поезда с помощью мобильных приложений «Пригород» и «РЖД Пассажирам» действует специальная скидка 5%. «Это создает комфортные условия для пассажира и позволяет ему сэкономить время и деньги,— говорит он.— Для нас, как перевозчика, это открывает возможность для сокращения производственных издержек».

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) “Ъ” сообщили, что в 2019 году предоставили пассажирам всех направлений возможность оформлять билеты на электропоезд в официальном приложении компании, на сайте можно оформить билеты на фирменные экспрессы.

«Важно учитывать, что цены на билеты устанавливаются регуляторами — регионами РФ,— говорят в ЦППК.— Вместе с тем частично гибкое ценообразование уже применяется нами для фирменных экспрессов, которые курсируют по межобластным маршрутам. Стоимость билетов на такие поезда зависит от времени и даты поездки, а также от класса вагонов: так, например, билет на экспресс в Тулу в пятницу стоит в среднем 540–880 руб. в зависимости от класса».

Зависимость от категории поезда есть и сейчас, ускоренные поезда (так называемые 7000-е) обычно стоят дороже, говорит глава Союза пассажиров Кирилл Янков. «О дне недели и времени — разумное предложение, стимулирующее больше ездить во внепиковые часы и ведущее к более равномерной загрузке поездов,— говорит он.— Самое спорное — дифференциация в зависимости от способа приобретения. Билеты онлайн действительно дешевле обходятся перевозчику — не расходуется время кассира и кассовое оборудование. Но онлайн-покупки более доступны молодому поколению, чем старшему. Не будет ли такая скидка воспринята старшим поколением как скидка для молодежи?» Кроме того, добавляет господин Янков, мелкие остановочные пункты вдали от крупных городов могут быть вне покрытия мобильной связью и онлайн-покупка там будет недоступна. По его мнению, идею ОАО РЖД следует детально обсудить.

Наталья Скорлыгина

Вся лента