Путешествие по эпохам

Клер Ганне о наследии Chaumet

На Вандомской площади после ремонта открылся исторический магазин Chaumet. Служители дома называют здание не иначе как hotel: это и правда образцовый парижский частный особняк, где налицо и пышность убранства, и породистые материалы, и легенды. О тайнах здания «Стилю. Украшения» рассказала директор департамента культурного и исторического наследия ювелирного дома Клер Ганне, пришедшая в Chaumet в конце 2018 года, а до этого десять лет проработавшая в театре Comedie Francaise.

Директор департамента культурного и исторического наследия ювелирного дома Клер Ганне

Фото: предоставлено Chaumet

В Chaumet говорят, что Мари-Этьен Нито был первым ювелиром на Вандоме. Но на историческое первенство претендует еще один ювелирный дом по соседству. Как так?

Подвеска Medallion Lys, розовое золото, малахит, бриллианты

Фото: Chaumet

Мари-Этьен Нито получил прописку на Вандомской площади в 1812 году, его ювелирная мастерская располагалась в доме 15, где сегодня находится отель Ritz. Сюда же, в отель Baudard de Saint James на Вандоме, 12, построенный в 1777 году, дом Chaumet переехал в 1907-м.

Кажется, истории отеля и дома Chaumet пересекались задолго до переезда?

Вы правы: в 1851 году в отеле живет графиня де Монтихо с двумя дочерями — Пассой и Евгенией. У одной из них роман с соседом из дома номер 6. Вы, конечно, догадываетесь, о ком идет речь. Император Наполеон III письмо, в котором он просит руки Евгении де Монтихо, отправит на адрес отеля. А Жюль Фуссан, в то время — глава ателье Chaumet, сделает для них обручальные кольца и брошь с трилистником для Евгении. Украшения, как и письмо, были доставлены в дом 12.

Здание на Вандомской площади — исторический памятник?

В список исторического наследия занесено не все здание, только салон Фредерика Шопена, фасад и крыша. Композитор жил в отеле Baudard de Saint James в 1849 году, здесь он написал свою последнюю, неоконченную Мазурку №49.

На что вы ориентировались, ремонтируя уникальный особняк?

Идея была сохранить дух, душу здания. Это увлекательное путешествие по эпохам — от монархии мы двигаемся к Первой империи, затем Вторая империя, потом современность, основанная на этой великой истории. Так, например, салон Шопена — интерьеры XVIII века, торжество ручной работы; теперь тут будут проводиться закрытые ужины.

Есть ли шанс узнать подробности о «русских» украшениях Chaumet, исчезнувших в 1917 году, в частности, о судьбе сокровищницы Юсуповых?

Юсуповы были важными клиентами для Chaumet. На обручение Ирины и Феликса княжна Зинаида Юсупова закажет в Париже свадебный набор драгоценностей, так называемый Corbeille de marriage, или «свадебную корзину», и это не только подарок молодым, но и демонстрация статуса и положения семьи. Считается, что Юсуповы были тогда самыми богатыми людьми в России, даже у Романовых не было таких возможностей. Так вот, Зинаида делает заказ в Chaumet. Плюс уже после свадьбы в парижском ателье была изготовлена диадема, которую мы называем «Тройное солнце». В центре, как мы полагаем, был один из самых крупных в мире алмазов — «Полярная звезда». Покидая Россию после революции, часть украшений Юсуповы вывезли, что-то спрятали в Москве. У нас есть фотография: большевики разбирают обнаруженные украшения на камни. Из чего мы делаем вывод: диадема утрачена. Но, конечно, всегда возможны сюрпризы.

Можно ли заказать копию диадемы или другого исторического украшения?

Нет, это модели для подражания, вдохновения, но никак не для копирования.

В какой момент украшение становится историческим наследием дома и попадает в ваше ведомство?

Историческую ценность определяет эстетика. В одном из последних выставочных залов, «Кабинете рисунка», хранятся архивные эскизы. По ним видно, что популярные в начале XX века в живописи и архитектуре растительные, природные мотивы читаются и в ювелирных украшениях Chaumet. В архивах есть украшения романтического периода, который я особенно люблю. Графические мотивы, выраженные в современной коллекции Liens, намечались уже в 1900-х. История циклична, и даже если сегодня что-то забывается, оно все равно вернется.

Беседовала Мария Макарова

Вся лента