Коронный номер

Ювелирные сокровища в Лувре

Галерея Аполлона — самый богатый и роскошный зал Лувра — в январе открылась после длительной реставрации, проводившейся при поддержке мецената музея, ювелирного дома Cartier. Отныне 23 предмета из сокровищницы французской короны, которыми владеет Лувр, собраны в одном зале.

Постоянная экспозиция галереи Аполлона Музея Лувр

Фото: Antoine Mongodin / Musee du Louvre

История галереи Аполлона и выставленных здесь сокровищ из коллекции французских королей одинаково долгая и запутанная. При Генрихе IV галерея называлась «маленькой», в Аполлоны ее возвел молодой и амбициозный Людовик XIV. «Король-солнце» хотел устраивать здесь пышные приемы, но пожар 1661 года в самом начале его правления спутал планы и уничтожил исторические интерьеры. Новые должны были быть еще краше. Ремонт доверили архитектору Луи Ле Во и первому художнику короля, адепту итальянского барокко Шарлю Лебрену, который выбрал в качестве основного сюжета лестный монарху миф об Аполлоне, боге муз и солнца. Каждая скульптура, картина, гобелен, медаль призваны были увековечить Людовика XIV. Проект галереи Аполлона стал этакой генеральной репетицией будущей Зеркальной галереи в Версале, где культ короля достигнет своего апогея. Ремонт, правда, затянулся на два века. Заканчивали его уже в 1851 году: архитектор Феликс Дюбан сверялся с изначальным планом, а Кристиан Делакруа расписывал центральный потолок, пустовавший со времен Лебрена.

Потолок галереи Аполлона, роспись Кристиана Делакруа, 1851 год

Фото: Antoine Mongodin / Musee du Louvre

Идея приспособить парадную галерею для выставок тоже принадлежит Людовику XIV. Его главной страстью были вазы, кубки, сосуды из поделочных камней всех эпох — с античности до XVII века. Коллекцию король собрал столь обширную, что в 1861 году она стала основой выставки в галерее Аполлона. Поделочные камни (в основном здесь представлены кварц, яшма, агат, сердолик, лазурит, нефрит, гранат, жадеит) драгоценными не являются, но это собрание монарха также входит в коллекцию королевских драгоценностей, и главная ценность тут — ручная работа. Среди совершенно уникальных приобретений Людовика XIV, например, кувшин из сардоникса ориентировочно 1630 года, авторства известного парижского мастера Пьера Делябара. И надо видеть, в какой виртуозной технике он исполнен! Корпус сложен из двух сардониксовых раковин овальной формы, которые, по всей вероятности, сохранились с античных или византийских времен. Крупные складки на них — работа Делябара. Ручка сделана в виде дракона, который опирается на одну из сирен, восседающих на раковине. Есть здесь и райские птицы, и томные красавицы, и филигранные лепестки из полихромной эмали, рубинов и алмазов. В XIX веке под сокровища Людовика XIV сделали роскошные деревянные в золоте витрины — в сегодняшней сценографии галереи Аполлона они прижались к стенам, уступив центральную аллею трем новым современным витринам с ювелирными драгоценностями французской короны.

Кувшин из сардоникса, золото, эмаль, рубины, изумруды, опалы, 1630 год

Фото: Musee du Louvre

Начало коллекции положил Франциск I в 1532 году, Людовик XIV ее пополнил, а Людовик XV вывел на новый уровень с покупкой алмаза Регента — такое официальное название получил один из самых известных в мире бриллиантов весом 140,64 карата. Точнее, приобрел его Филипп II Орлеанский, регент при несовершеннолетнем монархе (отсюда и название). Потом случится кража века — в разгар революции в 1792 году сокровищницу драгоценностей французской короны в Гард-Мёбль на Конкорде разграбят подчистую. Коллекцию восстановит Наполеон I, а правление Наполеона III станет последней блестящей главой коллекции. К 1887 году окончательно распрощавшаяся с монархией Франция распрощается и с большей частью королевской коллекции — правители Третьей Республики продадут ее из «идеологических соображений». Что-то чудом и усилиями музеев уцелело, что-то вернули, что-то продолжают покупать, что-то, увы, утрачено уже навсегда.

Корсажная брошь императрицы Евгении, серебро, золото бриллианты, 1855–1864 годы

Фото: Musee du Louvre

До реставрации галереи Аполлона королевские драгоценности были разбросаны по Лувру — часть выставлялась здесь, часть на первом этаже в зале на аллее Ришелье. Теперь же все 23 украшения представлены в галерее Аполлона и распределены по трем витринам — по числу ювелирных ансамблей, соответствующих трем историческим эпохам. В первой витрине собраны украшения до Великой французской революции. Здесь масштабами выделяются два драгоценных камня. Бледно-желтый бриллиант «Санси» и уже упоминавшийся алмаз Регента, который переезжал с короны на корону: от Людовика XV (на его короне гостил и «Санси») к Людовику XVI и Карлу X, на меч Наполеона Бонапарта и, наконец, на греческую диадему императрицы Евгении. О судьбе «Санси» после легендарной кражи из Гард-Мёбль долгое время ничего не было известно. Говорили, что он гостил в России у Павла Демидова, затем в Индии, а потом после десятилетий странствий королевский камень был обнаружен у американского промышленника Астора, и Лувр вернул его к себе в коллекцию в 1978 году. Во второй витрине — украшения Первой империи, Реставрации и Июльской монархии, в частности, диадема герцогини Ангулемской с изумрудами. И в последней — драгоценности Второй империи и, соответственно, императрицы Евгении.

Корона Евгении — одна из двух сохранившихся государственных корон французских монархов (вторая — корона Людовика XV). Ювелир Александр-Габриэль Лемонье создал ее ко Всемирной выставке в Париже в 1855 году. К Лемонье она вернется через три года после падения Второй империи, в 1873-м,— благодаря чему и сохранится. Это образцовая императорская корона, повторяющая мотивы императорского герба Первой империи: восемь золотых орлов чередуются с длинными листьями пальмового дерева из алмазов и каждая в сопровождении двух изумрудов — всего 56 изумрудов, и все из королевских запасов. Венчает убор крест из шести бриллиантов. Корона Наполеона III была идентичной формы, но в 1887 году ее разобрали на камни и расплавили — тем важнее для истории сохранность регалий императрицы Евгении.

Коллекцию драгоценностей французской короны пополняли все монархи, кроме «короля-груши» Луи-Филиппа I, правившего с 1830 по 1848 год. Зато он покупал украшения для своей супруги. В коллекции представлена парюра королевы Марии Амели Терезы де Бурбон, племянницы Марии-Антуанетты. Именно в этой парюре она изображена на парадном портрете Луи Эрсана 1836 года. Диадема, колье, серьги и три броши, все с голубыми цейлонскими сапфирами в их натуральном (сегодня ювелиры «подогревают» камни, чтобы добиться более яркого цвета) виде.

На момент сдачи номера в печать Лувр объявил о закрытии на карантин. Редакция «Стиль. Украшения» связалась с пресс-службой музея, которая сообщила: галерея Аполлона относится к залам с постоянной экспозицией, поэтому сегодня увидеть сокровища декоративно-прикладного искусства позволяет онлайн-тур. Больше информации можно получить на официальном сайте Музея Лувр.

Мария Сидельникова

Вся лента