Татарстан хочет продолжить полет

Республика увеличивает бюджетное финансирование региональных перевозок

Татарстан в 2020 году готов почти на треть увеличить субсидирование авиакомпаний по федеральной программе региональных перевозок. Согласно постановлению правительства республики, поддержку на 509 млн руб. получат сразу 26 направлений из Казани, Нижнекамска и Бугульмы. Более 75% этих средств предназначены для татарстанской «ЮВТ-аэро». Однако субсидии также планируются для маршрутов «Руслайна», «Азимута» и S7. Эксперты считают увеличение господдержки на фоне распространения в мире коронавируса оправданным. Это поможет компаниям «удержать рентабельность» при падении спроса на авиабилеты.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

Правительство Татарстана утвердило порядок предоставления из бюджета республики субсидий на региональные воздушные перевозки пассажиров в 2020 году. Постановление об этом подписал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. В перечень субсидируемых направлений вошло сразу 26 маршрутов из Казани, Нижнекамска и Бугульмы. Общая сумма субсидий, по подсчетам “Ъ”, достигнет 509 млн руб.

Большую часть финансирования, как и в предыдущие годы, получит республиканская компания «ЮВТ-аэро» (аббревиатура расшифровывается как «Юго-Восток Татарстана»). Власти намерены поддержать 19 направлений перевозчика. В частности, компания будет получать по 366,1 тыс. руб. за каждый парный рейс в Нижневартовск, Сургут и Новый Уренгой из Казани и Бугульмы, а также из Бугульмы в Усинск. Рейсы из столицы Татарстана в Омск, Барнаул и Махачкалу будут оплачиваться по 223,3 тыс. руб. Аналогичная субсидия предусмотрена за полеты в Кемерово. Этот маршрут впервые включен в перечень субсидируемых. Среди новых направлений из Казани также Волгоград (117,4 тыс. руб.) и Ярославль (84 тыс. руб.). В то же время в сравнении с прошлым годом субсидий лишился маршрут Казань—Калининград (согласно расписанию «ЮВТ-аэро» будет выполняться только до конца марта). Однако перевозчик намерен по-прежнему летать из Казани в Пермь (субсидия составит 72,8 тыс. руб. за парный рейс), Нижний Новгород (61,7 тыс. руб.), Самару (50,5 тыс. руб.), Оренбург (45,3 тыс. руб.) и Челябинск (106,3 тыс. руб.).

В документе правительства также определены максимальные тарифы по каждому направлению. Так, самые дорогие рейсы для пассажиров будут из Казани в Барнаул и Кемерово — до 10,95 тыс. руб. в одну сторону. В то же время до Самары предельный тариф должен составить лишь 2,26 тыс. руб., в Нижний Новгород — 2,74 тыс. руб., в Пермь — 3,23 тыс. руб. По всем субсидируемым маршрутам «ЮВТ-аэро» в течение года должна совершить почти 2 тыс. парных рейсов. Общий объем поддержки из бюджета республики может составить 389 млн руб. При этом часть маршрутов также софинансируется другими регионами. Субсидии составляют значительную часть выручки «ЮВТ-аэро», которая по итогам 2018 года составляла 2 млрд руб. (чистая прибыль достигала 125 млн руб.).

Впервые в перечень субсидируемых направлений Татарстан включил сразу семь направлений других компаний. В их числе оказались маршруты компании «Руслайн» в Воронеж (субсидия за парный рейс составит 104,5 тыс. руб.), Калугу (115,5 тыс. руб.) и Брянск (137,4 тыс. руб.). Кроме того, будут поддержаны полеты «Азимута» из Казани в Ростов-на-Дону (172,1 тыс. руб.), а также из Нижнекамска (аэропорт «Бегишево») в Ростов-на-Дону (189,3 тыс. руб.) и в Краснодар (492,7 тыс. руб.). А 237,3 тыс. руб. получит компания S7 за полеты из Нижнекамска в Новосибирск. По подсчетам “Ъ”, общий объем субсидий для каждой из авиакомпаний составит 37,2 млн руб., 58,6 млн руб. и 24,9 млн руб. соответственно. Год назад в перечне Татарстана был только один из этих маршрутов — из Нижнекамска в Ростов-на-Дону.

Стоит добавить, что год назад в перечне субсидируемых маршрутов было лишь 18 направлений. А общий объем субсидий предполагался в размере 402,5 млн руб. Таким образом, финансирование отрасли из бюджета Татарстана в этом году выросло сразу на 27%.

«Власти Татарстана понимают, что авиаперевозки являются ключевым стимулом роста экономики региона и что вкладываемые в субсидии деньги рано или поздно вернутся»,— говорит аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов. Он отмечает, что федеральный центр может вообще прекратить субсидирование авиаперевозок: «На этом фоне решение Татарстана увеличить финансирование говорит о стремлении проявить независимость и привлечь транспортные и финансовые потоки. В то же время эксперт не исключает, что «пике, в которое входит сейчас российская валюта, может скорректировать планы по субсидированию». «Падение курса рубля приведет к снижению уровня жизни, снижению спроса на авиабилеты, а авиакомпаниям придется повышать цены, спасая свою рентабельность. Еще один мощный риск — это паника в связи с распространением коронавируса, которая уже приводит к пустым аэропортам по всему миру»,— прогнозирует эксперт. По словам господина Антонова, субсидии из бюджета в этом случае помогут авиакомпаниям «удержать рентабельность». «Рост пассажиропотока аэропорта Казани составляет 15–20% в год, думаю, во многом благодаря субсидиям. Для стимулирования экономического роста лучше стимулировать не одну компанию, а сразу много перевозчиков, так эффект будет кумулятивным»,— заключает аналитик.

Кирилл Антонов

Вся лента