Вагоны двинулись по вертикали

Операторы формируют многопрофильные холдинги

Железнодорожные операторы в условиях падения ставок и усиления конкуренции вырабатывают способы самозащиты. С одной стороны, на рынке активизировалась консолидация, с другой — диверсификация в смежные направления, включая портовую перевалку, трейдинг, производство. Аналитики называют происходящее «естественным процессом» и не ждут падения ставок на рынке до уровня кризисных 2015–2016 годов.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

На рынке оперирования подвижным составом продолжается консолидация, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за 2019 год. Во втором полугодии активность в сфере слияний и поглощений усилилась. Самой громкой сделкой стала покупка группой «Дело» «Трансконтейнера» за 60,3 млрд руб.: «Дело», в частности, рассчитывает на синергию бизнеса оператора со своими портовыми активами (см. “Ъ” от 28 ноября 2019 года).

В октябре «Модум-Транс» Артема Чайки (вышел из состава акционеров) и Дмитрия Артякова получил все 25 тыс. вагонов, которые Государственная транспортная лизинговая компания сдавала в лизинг «Восток1520» и «ВМ-Трансу». К концу года «Модум-Транс», консолидировав 77,9 тыс. вагонов, вышел на третье место по парку в управлении. В ноябре была закрыта сделка по покупке Алексеем Тайчером и партнерами оперлизинговой компании «Трансфин-М» (ТФМ) за 32,6 млрд руб., а в декабре ТФМ вошла с 75% в капитал ООО «Атлант», где еще 25% получил ВЭБ.РФ, планирующий постепенно передать «Атланту» около 40 тыс. вагонов (см. “Ъ” от 19 декабря 2019 года). Пока эти вагоны не приняты на баланс, «Атлант» отражен в рейтинге с относительно небольшим парком.

Тем не менее первые шесть позиций рейтинга не изменились.

Возглавляет его по-прежнему подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания, лидирующая по всем позициям, кроме объема перевозок, где уступает Первой грузовой компании Владимира Лисина.

По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2019 году в сфере оперирования выявилось несколько трендов. Первый — в условиях волатильности рынка операторы уходят от финансового лизинга, переходят к более гибкому формату операционного. Второй — продолжающаяся консолидация рынка и появление новых крупных игроков, в том числе формирование холдингов с участием операторских компаний, грузовладельцев, стивидорных компаний, банков, например создание СП «СГ-Транса» с СИБУРом НТХК, вхождение ВТБ в капитал ГК РТК (см. “Ъ” от 18 апреля 2019 года), отчасти сделка по покупке Андреем Бокаревым 25% в «Модум-Трансе» (см. “Ъ” от 2 марта), покупка группой «Дело» «Трансконтейнера», создание «Атланта».

Господин Бурмистров отмечает, что типовые вагоны, закупленные по высокой цене на пике рынка в 2018–2019 годах, уже сильно давят на баланс операторов: только лизинговые платежи по ним составляют 1,15–1,3 тыс. руб. в сутки, что превышает ставку оперирования полувагонами, которая в феврале снизилась до 1,2 тыс. руб. Также он отмечает, что на фоне все большей востребованности Восточного полигона усилится поляризация и увеличится разница в ставках между типовым и тяжеловесным парком полувагонов, более 75% которого консолидировано у «Модум-Транса», где теперь с вхождением господина Бокарева заметно представлены интересы «Кузбассразрезугля», и СУЭК.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук отмечает, что существуют экономические предпосылки и к увеличению операторами масштабов бизнеса, и к включению оперирования в более комплексные бизнес-структуры. Это нормальное поведение компаний в условиях снижения рентабельности оперирования и увеличения конкуренции, отмечает эксперт. Вместе с тем, по его мнению, ставка не опустится до уровня 2015–2016 годов, в силу того что тогда профицит парка был выше, доля затрат на лизинг в общих затратах операторов была ниже, вагон зарабатывал больше за счет меньшего оборота, а затраты на ремонты и комплектующие были ниже, чем в 2020 году.

Наталья Скорлыгина

Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в 2019 году

Место в целом По количеству вагонов
2019 2018 по перевозкам по грузообороту в собственности в управлении
ФГК 1 1 2 1 1 1
ПГК 2 2 1 2 2 2
Globaltrans 3 3 3 6 3 6
«Нефтетранссервис» 4 4 4 3 5 4
«Трансойл» 5 5 6 9 6 7
ГК РТК 6 6 7 10 4 5
«Модум-Транс» 7 12 8 5 7 3
СУЭК 8 8 5 4 15 8
«Трансконтейнер» 9 10 15 12 8 9
«Газпромтранс» 10 9 11 13 13 10
«Новотранс» 11 11 9 7 9 11
«Атлант»* 12 13 12 14 11 12
RailGo 13 15 13 20 10 14
УГМК 14 19 16 16 12 15
«ЛУКОЙЛ-Транс» 15 16 19 22 17
ТГК 16 20 23 19 20 19
«Совфрахт» 17 14 21 26 21 16
НХТК** 18 25 21 18 13
«Евросиб СПб» 19 21 24 18 16 18
«Уралкалий» 20 23 17 24 19 25

*Ранее в рейтинге фигурировал как «ТФМ-Оператор».

**Создана СИБУРом и «СГ-трансом».

Источник: Infoline Rail Russia Top.

Вся лента