«Не слишком понятно, почему Москва должна делать ставку на Трампа»

Максим Юсин — о возможном исходе президентской гонки в США

Избирательная кампания в Америке ознаменовалась очередной сенсацией, связанной с Россией: появилась информация, что Москва якобы поддерживает самого левого кандидата в президенты от демократической партии Берни Сандерса. Помимо этого, Кремль продолжают обвинять в помощи действующему главе государства Дональду Трампу. Сам президент США заявил, что поддержка из-за рубежа ему не нужна. Тем не менее, в Сенате предложили ввести в отношении России и лично Владимира Путина новые санкции. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин попытался разобраться, какой исход выборов в США был бы выгоден руководству России.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Не сбылись оптимистические надежды, что американская избирательная кампания 2020 года, в отличие от предыдущей в 2016-м, пройдет под знаком не российского вмешательства, а украинского. Ничего подобного не случилось. Не успел утихнуть скандал с несостоявшимся импичментом Дональда Трампа, как об украинском следе, украинском факторе все тут же забыли.

И снова вспомнили об удобном, безотказном, универсальном российском вмешательстве.

Вначале появились сообщения, что Кремль, как и четыре года назад, вмешивается в избирательную кампанию в интересах Дональда Трампа, а затем СМИ со ссылкой на неназванные, но информированные источники озвучили новые обвинения: якобы у Москвы появился еще один фаворит — самый левый, самый социалистически мыслящий, самый несистемный из кандидатов на пост президента от Демократической партии — сенатор от штата Вермонт 78-летний Берни Сандерс.

Кстати говоря, если мыслить логически, симпатии к Сандерсу вовсе не противоречат ставке на Трампа. Среди политологов и экспертов бытует мнение, что именно сенатор от Вермонта — самый удобный для действующего президента соперник. Для многих неопределившихся, колеблющихся американцев он слишком левый, а избрать главой государства социалиста сегодняшняя Америка пока не готова.

Номинация Сандерса от Демократической партии склонит в пользу Трампа симпатии избирателей-центристов и обеспечит ему победу. Тогда как более умеренный оппонент — Джо Байден или Майкл Блумберг — был бы для нынешнего хозяина Белого дома менее удобным спарринг-партнером.

Так что, если предположить, что Москва имеет возможность влиять на американские выборы, то чисто теоретически она должна была бы действовать именно так — лоббировать номинацию Сандерса от демократов, чтобы обеспечить триумф своему «агенту Дональду».

Другое дело, что не слишком понятно, почему Москва должна делать ставку на Трампа. Если и были у кого-то иллюзии в 2016 году, то за время его президентства они должны были рассеяться.

Российско-американские отношения находятся в таком глубочайшем системном кризисе, в какой их не загоняла ни одна демократическая администрация.

При Трампе против России ввели гораздо более жесткие санкции, чем при Обаме. Его команда обрушила всю систему международных соглашений — от иранской ядерной сделки до договоренностей с Москвой по разоружению. Убийство генерала Сулеймани, главного силовика Ирана, поставило на грань войны Ближний Восток. Администрация Трампа оказывает жесточайшее, бесцеремонное давление на Венесуэлу, жертвами чего становятся, в том числе, и российские компании, ведущие там бизнес. И, наконец, беспрецедентные экстерриториальные санкции против газопровода «Северный поток-2» и иностранных компаний, участвующих в его строительстве — трудно представить, что Барак Обама или, скажем, Хиллари Клинтон зашли бы так далеко.

В общем, от Трампа российское руководство видело мало чего хорошего, зато неприятных сюрпризов было хоть отбавляй. Так что его гипотетическая победа отнюдь не сулит легкой жизни России, как и всему остальному миру.

Впрочем, ничего еще не решено. И хотя на сегодняшний день шансы Трампа кажутся более предпочтительными, чем у его еще не определившегося конкурента-демократа, до выборов еще слишком далеко. За восемь месяцев и в США, и в мире очень многое может измениться.

Вспомним избирательную кампанию 2008 года. В августе, за три месяца до выборов, кандидат-республиканец Джон Маккейн опережал демократа Барака Обаму. Но в сентябре обанкротился банк Lehman Brothers, что спровоцировало мировой финансовый кризис, обрушение американских бирж. И заплатили за финансовый крах правившие тогда республиканцы — оппозиционер Обама одержал победу.

Вот и сейчас дела Трампа идут хорошо, пока в стране все благополучно с экономикой. Но где гарантия, что шагающий по планете коронавирус не спровоцирует мировой экономический кризис, которого и так уже давно ждут? И никто не знает, как это может повлиять на рейтинг действующего президента Соединенных Штатов.

Вся лента