«Неопределенность страшит»

Дмитрий Дризе — об отношениях России с другими странами

Россия и Китай угрожают западным ценностям, однако последние прибывают в кризисе — таковы главные тезисы прошедшей в Мюнхене ежегодной конференции по безопасности. Глава российского МИД Сергей Лавров назвал мюнхенский форум «собранием мудрых мужей» и упрекнул западных партнеров в отсутствии конкретики. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе согласен с выводами относительно слишком рискованных действий Москвы.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Мюнхенская конференция по безопасности завершилась традиционно — ничем, констатацией свершившихся фактов и самопиаром участников. Именно так и заканчиваются в последнее время крупные международные мероприятия. Поговорили, разошлись. Поэтому главным является эта самая констатация, оценки положения вещей. Из того, что стало привычным: Россия и Китай дестабилизируют ситуацию в современном мире. Москва меньше, Пекин больше, причем намного. Именно с ним и предстоит бороться в первую очередь. Затем следует другой привычный тезис о кризисе западного мира и его ценностей. Именно поэтому Россия и Китай усиливаются.

Как преодолеть эту слабость коллективного Запада, в принципе, понятно — нужен жесткий руководитель, который пресечет разброд и шатания и попытку найти собственный путь развития. Этот лидер — Соединенные Штаты. Об этом говорит и президент США Дональд Трамп, и госсекретарь страны Майк Помпео. Этот самый особый путь пытается искать Эмманюэль Макрон, который считается главным другом России, вернее, руководителем, который прилагает некоторые усилия, чтобы как-то вовлечь ее в западную орбиту, договориться по-хорошему. Надо сказать, что молодой французский президент в этом совершенно не преуспел. О чем, в частности, свидетельствует очередной провал украинского урегулирования, несмотря на красивый парижский саммит в «нормандском формате».

И, тем не менее, новации есть. Например, оценка деятельности России в экспертном докладе к конференции. Если кратко, это слабая страна, раздираемая внутренними проблемами. Москва давно берет вес не по себе. Где-то мы это слышали. Правильно: фильм «Брат» — «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», 90-е. И вот на этом можно и остановиться. Такое ощущение действительно создается. В Сирии чуть ли не прямое военное противостояние с Турцией, то же самое и в Ливии — две горячие точки в мире с непосредственным российским участием. Плюс непонятно, что в Венесуэле. Постоянные обвинения во вмешательстве в западные выборы. Только слабость партнеров не позволила им до сих пор как-то серьезно задеть российские интересы. Хотя «Северный поток-2», как мы видим, застопорился.

Если западный мир усилится, если придет более или менее адекватный лидер, какой-нибудь новый Рональд Рейган или Маргарет Тэтчер, неизвестно, как дальше жизнь сложится. Сергей Лавров обвинил Запад в том, что тот ничего не предлагает. Так и Россия тоже ничего не предлагает. Собраться вместе впятером и поговорить — сколько раз собирались и говорили, и ничего не происходило.

Так, как сейчас, вечно продолжаться не может. Должна произойти развязка. Какой она будет, непонятно. Неопределенность страшит. Как бы действительно не надорваться.

Вся лента