«Черные дни для черных бриллиантов»

Анна Минакова — о банкротстве ювелирной марки de Grisogono

Обозреватель “Ъ FM” Анна Минакова рассказывает о том, почему разорилась компания Фаваза Груози.

29 января на официальной странице ювелирной марки de Grisogono вместо очередного фото украшения или модели в нем появился логотип компании, белый на черном фоне, и длинная подпись к картинке. Текст сообщал о начале процедуры банкротства компании. Уходит эпоха.

Основал марку в 1993 году в Женеве легендарный Фаваз Груози. Имя компания сделала себе, прежде всего, на черных бриллиантах, моду на которые ввел именно Груози. Бриллианты черного цвета не только стали модными, но и невероятно выросли в цене благодаря de Grisogono. Еще одна фирменная черта бренда — создание крупных и очень крупных украшений с неприличным количеством каратов драгоценных камней. Оптимальным весом серег, так, чтобы было комфортно, считается вес до 14 граммов. В de Grisogono серьга могла весить и 90. Но кого это волнует, когда речь идет не об украшении на каждый день, а о том, что идеально смотрится на какой-нибудь красной дорожке. На Каннском кинофестивале эти украшения можно было видеть очень часто. В Каннах часто можно было видеть и самого Фаваза, и его друзей, и вип-клиентов на развеселых вечеринках de Grisogono.

Но за блеском бриллиантов, как это часто бывает, скрывалась не самая простая финансовая ситуация. Со временем мажоритарную долю в компании Фавазу пришлось продать. Официально покупателей не называли, но быстро пошли слухи, что купили ее африканские инвесторы круга Изабель душ Сантуш, дочери тогдашнего президента Анголы. Это вызвало довольно много разговоров, а продажа колье de Grisogono с ангольским алмазом на Christie’s в Женеве в 2017-м вообще прошла вместе с одиночным протестом и голодовкой геммолога и торговца камнями Яни Меласа. Он призывал бойкотировать бренд, принадлежащий дочери диктатора.

Чуть более года назад бренд покинул сам Фаваз, который теперь, как говорят, занимается частным консультированием. А в конце января, вскоре после того, как de Grisogono «засветили» в своем расследовании журналисты — бренд был частью схемы по отмыванию денег душ Сантуш и ее мужа — было объявлено о банкротстве. Помог вскрыть схему тот самый ранее голодавший против продажи колье Мелас — он анонимно вел Instagram-аккаунт degrisogononews, рассказывавший об оборотной стороне бренда. Что ж, черные дни для черных бриллиантов.

Вся лента