Как алкоголь помогает говорить

Редкое расстройство речи лечится стопкой водки

Карен Фили нужен был болезненный укол — ботокс прямо в адамово яблоко: иначе не избавится от дистонии гортани — малопонятного нарушения двигательной способности голосовых связок. Но эффект от ботокса короток — спустя несколько месяцев снова становится трудно говорить. Оказалось, есть куда более простой способ вернуть себе нормальную речь.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Инъекции ботокса долго были спасением для Карен Фили, пока в апреле прошлого года она не очутилась в Бостоне, у лор-врача Кристины Симонян. Она переквалифицировалась из хирургов в терапевты и однажды решила всерьез отнестись к словам части пациентов с дисфункцией гортани, что их расстройство речи проходит, стоит только опрокинуть стопку крепкого спиртного напитка вроде водки.

Карен Фили было около 30 лет, когда у нее внезапно обнаружилась проблема: она не могла представиться. Хуже всего давались гласные: краткое «а» в «Карен», длинное «и» в «Фили». Ей казалось, будто она перестала управлять своими связками.

Дело осложнялось тем, что Карен работала консультантом и способность четко говорить, причем иногда долго, целыми днями, на встречах и презентациях была важнейшей частью ее профессии. Она привыкла к тому, что мысль, сформировавшись, тут же становилась речью,— а теперь ей стало трудно даже здороваться!

Она ходила от доктора к доктору. Аллергия, сказал один. Нервное расстройство, сказал другой. Третий сказал, что у нее просто нет ораторского таланта,— это у нее-то, чья отменная репутация сложилась во многом из-за блестящих публичных выступлений!

У этого расстройства речи долгая история. Еще в XIX веке врачи пытались понять, в чем причина; основная гипотеза была — небольшое временное помешательство, эмоциональная слабость. Доктор Симонян замечает, что дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы было то, что расстройство чаще встречается у женщин, чем у мужчин: «Предполагалось, что женщины истеричны».

В 1968 году в неврологическое отделение в Мехико попал совершенно обезумевший человек. Некогда он работал аукционистом, торговал крупным рогатым скотом; эта деятельность требовала сосредоточения, очень быстрой реакции и громкого голоса. За три года до госпитализации он потерял способность к моментальному отклику на заявки клиентов — и лишился работы. Мексиканские неврологи попробовали на нем психотерапию, убедились в ее бесполезности — и тут им пришла в голову аналогия с писчим спазмом, поражающим писателей и писарей: мышца сокращается так, что человек не может вывести ни буквы, а иной раз даже взять ручку!

Это была верная догадка. Теперь дистония гортани — просто один из видов фокальной дистонии, состояния, при котором мышцы в некоторых особых обстоятельствах перестают правильно реагировать на команды мозга. Фокальная дистония встречается не только у писателей и ораторов, но и у телеграфистов, у художников по эмали, у женщин, свертывающих сигары, у швей и даже у каменщиков.

Но причина, вызывающая фокальные дистонии, по-прежнему неизвестна. Проблема Карен, разумеется, была не в самих голосовых связках, а в том, что они плохо подчиняются сознанию.

Как ни странно, лучшим лечением оказалась парализация мышц инъекцией ботокса — болезненная и не слишком эффективная процедура. Однако она по крайней мере восстанавливала способность Карен Фили свободно говорить.

Кристина Симонян обратилась к алкоголю как к лекарственному средству далеко не первой из врачей: многие ее предшественники лечили двигательные расстройства спиртным. К примеру, некоторые виды тремора отлично проходили при приеме виски — правда, пациенты довольно быстро начинали объяснять нетрезвое состояние необходимостью подлечиться.

Карен Фили пока что располагает в качестве лекарства баночками с небольшой дозой водки, которую она принимает не то что бы регулярно, скорее ситуативно. Но Кристина Симонян уже знает, чем заменить водку, чтобы не допустить алкоголизма у пациентов,— оксибутират натрия! Это давно известный препарат, кое-где в мире его используют даже для наркоза, а еще в ситуациях алкогольной абстиненции. Он уже одобрен Управлением по контролю качества продовольствия и медикаментов, правда, для других целей.

По материалам интернет-журнала Stat

Анатолий Кривов

Вся лента