ПИФы набирают вес

Инвесторы вложили в розничные фонды 105 млрд рублей

Третий год подряд стремительно растет привлекательность розничных паевых инвестиционных фондов. В условиях снижающихся ставок по вкладам банки все активнее предлагают ОПИФы как альтернативу депозитам, решая вопрос удержания клиентов и диверсификации бизнеса.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Неожиданный рекорд

Такого успешного года, как 2019-й, не было за всю историю российского рынка коллективных инвестиций. По оценкам «Денег», основанным на данных Investfunds, за 12 месяцев частные инвесторы вложили в открытые ПИФы свыше 105 млрд руб., почти на четверть больше рекорда, установленного в 2018 году. Минувший год стал пятым подряд, когда фонды фиксировали чистый приток инвестиций. За это время физические лица вложили 282 млрд руб., из которых 262 млрд руб.— за последние три года.

Год назад участники рынка притока не ожидали. С января по апрель инвесторы вывели из ОПИФов почти 5 млрд руб., что стало ответом на неблагоприятную конъюнктуру, сложившуюся на облигационном рынке, и на рост ставок по банковским вкладам. «Результаты 2018 года спровоцировали серьезный отток, особенно из фондов облигаций, которые не оправдали ожиданий инвесторов»,— вспоминает директор департамента управления активами УК «Альфа-Капитал» Виктор Барк. Только в конце весны на рынке произошел перелом тенденции. В ноябре управляющие компании смогли привлечь в ОПИФы более 20 млрд руб., тем самым был побит рекорд марта 2018 года (16,7 млрд руб.). В декабре был установлен новый максимум — 32 млрд руб., более чем вдвое выше, чем за весь 2016 год. Перелом тренда начался вместе с падением ставок по вкладам. В середине марта средняя максимальная ставка по вкладам десяти крупнейших банков по объему средств населения достигала отметки 7,72% годовых, но затем началось плавное снижение. В летние месяцы падение ускорилось, чему способствовало понижение ключевой ставки ЦБ. В июне регулятор после годового перерыва понизил ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,5% и до конца года осуществил еще четыре понижения до отметки 6,25% годовых. В конце декабря средняя максимальная ставка по вкладам опустилась до 6,011% — минимального на тот момент значения показателя за всю историю наблюдений (с июля 2009 года). По словам главного исполнительного директора «ВТБ Капитал Инвестиции», старшего вице-президента ВТБ, председателя совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимира Потапова, снижение ключевой ставки и, как следствие, ставок по традиционным продуктам для сбережений стимулировало интерес клиентов к дополнительным инструментам размещения накоплений.

Две трети крупнейших открытых фондов (стоимость чистых активов свыше 100 млн руб.) обеспечили в 2019 году доход свыше 10%, при этом доход каждого третьего фонда составил 22–38%. «Грамотная денежно-кредитная политика регулятора, с одной стороны, приводит к снижению ставок по депозитам, с другой — успешно стабилизирует валютный курс, повышая доверие к рублевым финансовым инструментам и создавая благоприятные условия для клиентов и участников рынка доверительного управления. Все эти факторы в сумме создали достаточные условия для роста спроса на инвестиционные продукты доверительного управления»,— считает начальник департамента коллективных инвестиций «Газпромбанк — Управление активами» Роман Слюсаренко. По словам Виктора Барка, в конце года эффект был усилен сезонным фактором — по окончании срока большого числа депозитов, часть из которых была открыта или продлевалась с декабря 2014 года, когда был резкий скачок ставок.

Агенты привлечения

Одинаково успешно смогли воспользоваться благоприятной конъюнктурой не все. В лидерах привлечения остаются управляющие компании, активно использующие агентскую сеть родственных банков. По итогам года упрочила лидерские позиции «ВТБ Капитал Управление инвестициями», которая привлекла почти 50 млрд руб., что на 23 млрд больше показателя 2018 года. Второе место с 27,3 млрд руб. у «Сбербанк Управление активами». Тройку лидеров замыкает «Альфа-Капитал» с 14,4 млрд руб. По мнению участников рынка, снижение ставок по банковским продуктам (вклады, кредиты) привело к падению процентных доходов банков. Поэтому они все активнее предлагают клиентам комиссионные продукты, решая вопросы по диверсификации доходов и удержанию клиентов, ищущих альтернативу вкладам. Это повышает устойчивость финансовых организаций и положительно сказывается на мультипликаторах оценки.

Лидеры по привлечению средств в розничные ПИФы в 2019 году (млрд руб.)

«ВТБ Капитал Управление активами» 49,8
«Сбербанк — Управление активами» 27,3
«Альфа-Капитал» 14,4
«Райффайзен Капитал» 4,7
«РСХБ Управление активами» 3,7
«Открытие» 2,1
«Газпромбанк Управление активами» 2,1
«Атон-менеджмент» 1
«Тинькофф Капитал» 0,86
«БСПБ Капитал» 0,69

Источник: Investfunds.



В таких условиях одни банки выставляют на свои витрины инвестиционные продукты сторонних управляющих компаний, другие создают собственные УК. По такому пути пошли банки «Восточный» и «Тинькофф».

Выбор стратегии

Активизация банков по продвижению инвестиционных продуктов среди своих клиентов отразилась на их предпочтениях. Если в начале года спросом у розничных инвесторов пользовались фонды акций или смешанных инвестиций, то в осенние месяцы основными бенефициарами привлечений вновь стали консервативные фонды облигаций. В декабре в фонды данной категории было инвестировано почти 12 млрд руб., а с начала года — около 25 млрд руб. По словам портфельного управляющего УК «Открытие» Руслана Мустаева, фонды облигаций становятся первой ступенью при переходе от депозитов к фондовому рынку. «В силу своей невысокой волатильности фонды облигаций позволяют получать премию относительно вклада практически на любом горизонте инвестирования без необходимости нести большие риски. Это и становится основным драйвером для притока новых инвесторов»,— отмечает господин Мустаев. К тому же облигационные фонды в текущем году демонстрировали очень хорошие результаты. По данным Investfunds, в 2019 году крупнейшие облигационные фонды принесли инвесторам доход на уровне 10–15%.

Лидерами же привлечений в минувшем году стали фонды смешанных инвестиций, которые на протяжении почти всего года удерживали лидирующие позиции по привлечению инвесторов среди всех открытых фондов и лишь только в конце года начали уступать облигационным фондам. В данную категорию частные инвесторы вложили в декабре 10,6 млрд руб., а с начала года более 47 млрд руб. Уже из самого названия следует, что здесь в основе лежит смешанная стратегия — в портфель включаются акции и облигации. Отношение рисковых и консервативных активов меняется исходя из рыночной конъюнктуры. «Фонды смешанных инвестиций интересны, так как позволяют получить нечто среднее между высокой потенциальной доходностью акций и низким риском облигационного портфеля»,— отмечает господин Потапов. По данным Investfunds, стоимость паев фондов смешанных инвестиций выросла в минувшем году на 8–38%.

Высокий интерес со стороны инвесторов сохраняется и к наиболее рисковым категориям фондов акций. В декабре в фонды акций было инвестировано около 6 млрд руб., а в целом за год почти 27 млрд руб. Основной спрос на фонды акций сосредоточен со стороны более опытных инвесторов, которые успели протестировать фонды облигаций или смешанных инвестиций. «Только после первого успешного опыта инвестирования мы наблюдаем увеличение интереса к более доходным стратегиям, в которых средства вкладываются в акции и другие активы»,— отмечает Роман Слюсаренко. Инвесторов привлекает бурный рост на рынке акций. «В 2019 году центральные банки по всему миру смягчали денежно-кредитную политику, ни один из конфликтов не перешел в по-настоящему горячую фазу, следствием чего стал рост активов как развивающихся, так и развитых стран»,— отмечет Руслан Мустаев. По данным Investfunds, стоимость паев фондов акций выросла на 9–47%.

Возрастной фактор

Основными потребителями инвестиционных продуктов, как и раньше, остаются высокосостоятельные инвесторы в возрасте. По данным опроса крупнейших управляющих, средний возраст владельцев паев ОПИФов составляет 51 год, а средний чек превышает 1,5 млн руб. Такое положение дел связано с тем, что основным каналом продаж для многих компаний остается банк, менеджеры которого предлагают инвестиционные продукты в основном в премиальных каналах клиентам, которые уже накопили сбережения.

Впрочем, в последние годы существенно вырос интерес к инвестиционным продуктам и со стороны молодого поколения. По данным опроса управляющих, молодые клиенты приходят в основном через удаленные каналы продаж. Так, в УК «Альфа-Капитал» в 2019 году на онлайн-канал компании приходилось 60–70% всех новых клиентов против 20–30% годом ранее. Это привело к омоложению клиентской базы компании с 40 лет до 39 лет — самому низкому показателю на рынке.

Более взрослые клиенты традиционно предпочитают консервативные продукты, молодые же покупают более рисковые. «В отделениях банков большинство предпочитает фонды облигаций. В онлайне же две трети приобретают акции»,— отмечает Руслан Мустаев. С учетом того что молодое поколение еще не успело накопить солидный объем сбережений, средний счет у его представителей ниже в разы. «Повышенный интерес к фондам акций у большего относительного числа клиентов в цифровых каналах сочетается с существенно меньшей суммой портфеля»,— отмечает Владимир Потапов.

Перспективы

В ближайшие годы роль дистанционных каналов может вырасти, считают управляющие. «Стратегия ВТБ предполагает существенный рост доли цифровых каналов при взаимодействии с клиентами: более 50% продаж к концу 2022 года будут полностью цифровыми и не потребуют визита в отделение. Развитие технологий, в том числе расширение ассортимента доступных персональных устройств, таких как смартфоны, поддерживает этот процесс»,— отмечает Владимир Потапов. «Доступ к инвестициям стал проще благодаря цифровым технологиям, исчезло огромное число барьеров (поход в офис, ожидание курьера), поэтому все большее число физлиц будет пользоваться услугами управляющих дистанционно»,— считает Виктор Барк.

Однако с учетом того, что инвестиционные инструменты — более сложный продукт, чем большинство финансовых сервисов, которые активно предлагаются банками в онлайне, консультации менеджеров банка останутся востребованными. «Опыт показывает, что в доверительном управлении ключевую роль по-прежнему играет доверие, когда люди отдают свои деньги, очень большое значение имеет факт, что есть куда прийти, с кем поговорить, на кого посмотреть. Офлайновая коммуникация с клиентом играет большую роль, в особенности для клиентов старшего поколения. Поэтому даже в самом оптимистичном прогнозе доля онлайн-продаж вряд ли превысит 20–25% в ближайшие нескольких лет»,— считает Роман Слюсаренко.

Участники рынка советуют не ждать в 2020 году рекордных результатов, но даже в таком случае они, вероятнее всего, будут превышать ставки по вкладам. Это касается не только облигационных фондов, но и акций российских компаний, многие из которых находятся на своих максимумах. По словам Виктора Барка, внутри года возможны колебания, поэтому инвесторам необходимо вдумчиво диверсифицировать портфель и придерживаться баланса различных активов и инструментов. «Полагаем, что российский рынок акций будет выглядеть по-прежнему очень интересно, мы ожидаем, что в этом году он снова принесет двузначную доходность. На этом фоне могут серьезно увеличиться притоки в фонды акций, инвестирующие в российский рынок»,— отмечает господин Барк. «Для консервативных фондов основным драйвером может служить дальнейшее смягчение монетарной политики, а для российских фондов акций — высокая дивидендная доходность рынка (более 6% по индексу Мосбиржи). Поддержку может оказать и низкая оценка по таким финансовым мультипликаторам, как прибыль на акцию, которая привлечет иностранных инвесторов в российские активы и позволит рынку показать впечатляющий результат»,— считает Руслан Мустаев.

Василий Синяев

Вся лента