«Юбилеев нет, но поводы найдутся»

Дмитрий Буткевич — о посвященных Яну ван Эйку мероприятиях

Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о выставках, приуроченных к году живописца, в Королевстве Бельгия.

Фото: Kenzo Tribouillard / AFP

Вы наверняка заметили, что в Европе сейчас принято проводить выставки в основном к годовщинам смерти. Не знаю, с чем это связано, вопрос к психологам, тем не менее факт: в парижском Лувре сейчас проходит ретроспектива Леонардо к 500-летию со дня смерти. В прошлом году Бельгия целый год посвятила Питеру Брейгелю-старшему, который скончался 450 лет назад. В нынешнем сезоне во Фландрии наступило время Яна ван Эйка, родившегося то ли в 1385, то ли в 1390, а ушедшего из жизни в 1441. Прямой связи с годовщинами нет, однако прямо с самого начала 2020 в городе Генте, в провинции Восточная Фландрии и во всем Королевстве Бельгия под хештегом #visitflanders во всех сферах жизни общества проводятся мероприятия, посвященные уникальному живописцу, которого называют «реформатором масляной живописи». Так что юбилеев нет, но поводы найдутся.

В данном случае повод нашелся легко: практически закончилась более чем десятилетняя реставрация Гентского алтаря, и 8 октября в действующем соборе Святого Бавона откроется новое, специально спроектированное помещение для его (алтаря) показа. С 1 февраля по 30 апреля в здешнем Музее изящных искусств можно увидеть часть створок на выставке «Ван Эйк. Оптическая революция». О выставке поговорим с вами чуть подробнее, в том числе, в моем подкасте «Арт-и-Факты».

А пока скажу, что столица Восточной Фландрии — Гент — уже в январе была наполнена плакатами со слоганами «Года ван Эйка»: OMG! Van Eyck was here. Это отсылка к самой, наверное, знаменитой картине великого фламандца: парному портрету «Чета Арнольфини» из Лондонской Национальной галереи. Считается, что здесь впервые в истории появилось селфи: на стене за парой изображено большое круглое зеркало, в котором отражаются фигуры портретируемых сзади и видимый в фас портрет самого художника. А над зеркалом на стене нанесен текст латинской вязью: «Johannes de eyck fuit hir» (Ян ван Эйк был здесь). Этой картины на выставке нет. Зато представлено 13 работ Яна ван Эйка — больше половины из его признанного наследия, которое насчитывает от 20 до 23 атрибутированных работ.

Вся лента