«Столичной» вернули российские права

Станет ли прецедентом судебная тяжба государства с бизнесменом Юрием Шефлером

Россия вернула права на бренд водки «Столичная» в странах Бенилюкса. Москве удалось отсудить торговую марку у бизнесмена Юрия Шефлера. Миллиардер продает водку по всему миру, но теперь его компании придется покинуть рынки Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и вернуть России всю прибыль, полученную там за 20 лет. О каких суммах идет речь? И сможет ли Россия вернуть права на бренд в других странах? Об этом — Илья Сизов.

Фото: Сергей Семенов, Коммерсантъ

20 лет назад бизнесмен Юрий Шефлер возглавил госструктуру «Союзплодоимпорт», которая владела правами на «Столичную». А потом продал этот и еще 40 других брендов собственной компании. Она называлась «Союзплодимпорт» без буквы «О». За бренды Шефлер заплатил $300 тыс., хотя позже Счетная палата оценила их в 400 млн, пишет Financial Times. «Союзплодоимпорт» продолжил выпускать свою «Столичную» и стал бороться с Шефлером за международные права на бренд. Решение Верховного суда Нидерландов — это важная победа для Москвы, считает креативный директор брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. Но, по его словам, Бенилюкс — не самый крупный рынок для водки «Столичная»: «В данном случае речь идет не об очень большой сумме. Мы говорим о 3-5% от продаж.

Основной рынок для Шефлера — это Соединенные Штаты, на которых бизнесмен заработал много денег.

Он будет кусаться до последнего и начнет пытаться договариваться с тем же “Союзплодоимпортом”. У госстуркутры тоже нет никакого интереса судиться: это дорогостоящие длительные процессы. Если бы Шефлер пошел на какие-то разумные компромиссы, то все, может быть, сумели бы договориться и без судов».

Россия также борется за права на «Столичную» в Соединенных Штатах и Австралии. А летом в Гааге рассмотрят иск о запрете продаж водки Шефлера в 13 странах Евросоюза. Победа в Нидерландах наверняка станет прецедентом, и суд встанет на сторону России, но отвоевать американский рынок будет не так просто, полагает партнер юридического бюро TM Defence Олег Жуков: «За брендами, которые были переписаны на компанию Шефлера, стоит большая история, и Россией было вложено много денег именно в раскрутку. И то, по какой цене они были проданы и была создана компания с добавочной буквой “О”, говорит только о том, что права просто были украдены. Победа России — хороший знак для России, что она выиграла в Бенелюксе. Практика может распространиться по всей Европе. Но США эта практика может и не коснуться, нужно будет придумывать новые доводы. А для Шенгена это, безусловно, распространится и будет принято другими странами как прецедент».

Оба бренда «Столичной» позиционируют себя как та самая водка, производимая в СССР с 40-ых годов. Правда, компания Юрия Шефлера заметно расширила линейку: в продаже появилась клубничная, малиновая, ежевичная и даже безглютеновая водка. Впрочем, это не помешает российскому бренду завоевать зарубежный рынок, уверен Станислав Кауфман: «“Столичная” уже перестала быть русской. Она борется с западными брендами, которые позиционируются совсем по-другому. А ведь “Столичная” даже в американских фильмах — это настоящая брутальная русская водка. Иностранцы, которые сюда приезжают, видят, что это совсем другой алкоголь, и не могут понять, а где же настоящий. Российской водке будет очень легко зайти на внешние рынки. Короткого слогана “А вот теперь настоящая русская водка” уже достаточно».

Как Россия одержала победу в споре за бренд «Столичная»

Смотреть

Компания Юрия Шефлера не собирается сдаваться. Ее юристы пообещали защитить бренд на уровне Евросоюза. В компании заявили, что Нидерланды проигнорировали некие важные доказательства. А решение в пользу России представители бизнесмена назвали «судебной ошибкой».

Юрий Шефлер с начала нулевых постоянно живет за границей. Forbes оценивает его состояние в $1,5 млрд. В России бизнесмена обвинили в контрабанде алкоголя и организации преступного сообщества. Шефлера заочно арестовали, но позже все обвинения были сняты.

Вся лента