«Холоп» выиграл «новогоднюю битву» проката

В чем причина успеха фильма режиссера Клима Шипенко

Фильм «Холоп» стал самой кассовой комедией в истории российского проката: за время праздников картина собрала почти 2 млрд руб. Это история про перевоспитание избалованного сына олигарха. Соперники «Холопа» — фантастический фильм «Вторжение» Федора Бондарчука и историческая драма «Союз спасения» собрали намного меньше. Даже несмотря на то, что их поддерживали федеральные телеканалы. В чем причина успеха фильма «Холоп»? Расскажет Иван Корякин.

Фото: Yellow, Black & White

Режиссер Клим Шипенко известен зрителю совсем не по жанру комедии. Его самые популярные работы — космическая драма «Салют-7» и мрачный триллер «Текст» по книге Дмитрия Глуховского. Однако с задачей снять народный фильм для новогодних праздников Шипенко справился. Главный герой картины «Холоп» — мажор Гриша — сын богатого бизнесмена. Он, не зная меры, тратит деньги отца на клубы, наркотики и шикарные автомобили. Предпринимателю это надоедает: он задумывает перевоспитать сына и обращается к знакомому режиссеру. Его команда быстро придумывает сценарий, строит декорации и Гриша переносится из XXI века в середину XIX, где сам становится «холопом».

Сборы картины доходят до рекордных 2 млрд руб. — столько за новогодние праздники не смогла собрать даже спортивная драма «Движение вверх». В чем же причина успеха? В первую очередь в сюжете: с одной стороны, остроумный и оригинальный, с другой — напоминающий о советской классике. Критики проводят параллели с комедией «Иван Васильевич меняет профессию». Во-вторых, в фильме задействованы известные актеры: роли исполнили Милош Бикович, Александра Бортич и Иван Охлобыстин. Конкуренты «Холопа» в прокате ничего не смогли противопоставить картине, считает глава российского офиса Comscore Роман Исаев: «“Холоп” оказался той самой комедией. После многолетнего марафона “Елок”, картина показалась интересной, яркой, свежей и неизбитой.

Во время длинных выходных люди хотят смотреть легкое кино, поэтому достаточно сложный по размаху “Союз спасения” оказался не по зубам нашей аудитории.

Что касается “Вторжения”, по отзывам критиков и зрителей, картина получилась очень странной, кроме высочайшего уровня спецэффектов по большому счету там не было ничего».

Фантастическое «Вторжение» Федора Бондарчука заработало в прокате больше 700 млн руб. и пока не окупило себя. Такая же ситуация с исторической драмой «Союз спасения» — при бюджете в 800 млн картина собрала пока только полмиллиарда. Возможно, зритель выбрал комедию «Холоп», как говорится, на безрыбье. Сам фильм сложно назвать безупречным, говорит кинообозреватель TimeOut Вера Аленушкина: «Главный герой перевоспитывается, не потому что его заставили трудиться, не потому что он попал в тюрьму или по закону получил какое-то наказание, а потому что добрый папенька выпорол его чужими руками. После этого парень получил возможность взять в руки кнут и продолжить колотить других. В плане комедии мне кажется, что шуток могло быть все-таки больше. Задумка интересная, но надо было ее немножко докрутить».

Милош Бикович — о сербских традициях встречи Нового года, новом фильме «Холоп» и любимых режиссерах

Смотреть

По предварительным подсчетам издания «Бюллетень кинопрокатчика», в эти праздники общие сборы превысили 4 млрд руб. Рекорд прошлого года не побит. Однако для российского кино это определенно удачное начало года — отечественные фильмы заработали 83% новогодней кассы.

Успех российского кино в эти праздники отчасти можно объяснить тем, что у него не было серьезного голливудского конкурента. Экранизация мюзикла «Кошки» за неделю заработала лишь 35 млн руб.

Вся лента