«Похоже, что иранская “пощечина” не была особо болезненной»

Дмитрий Дризе — о последствиях конфликта Вашингтона и Тегерана для Москвы

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган назвали действия США по отношению к Ирану рискованными и неправомерными. Президенты России и Турции выступили с совместным заявлением по ситуации на Ближнем Востоке. После иранского обстрела американских военных баз в Ираке Дональд Трамп выступил с обращением к нации. Президент США, в частности, заявил, что не намерен наносить ответные удары и ограничится усилением санкций. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что ситуация складывается не в пользу российских интересов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Большая война, похоже, отменяется. Вашингтон намерен воздействовать экономически до тех пор, пока Тегеран не одумается и не встанет на путь исправления. В этом случае США готовы договариваться. Заметно, что и Иран не против такого развития событий. Вопрос только в том, с каких позиций начинать разговор. Чем ты сильнее, тем к тебе больше прислушиваются. Не факт, что «режим аятолл» достиг этой цели. Но иного пути, кроме диалога, у него нет — силы не равны. То, что воевать по-настоящему никто не хочет, в принципе, было понятно сразу, что, собственно, сказал верховный лидер Али Хаменеи. Мы дали вам пощечину, да, будем добиваться изгнания американцев с Ближнего Востока, но в целом все-таки драться не хотим.

Тем более, похоже, что иранская «пощечина» не была особо болезненной. Сработали системы предупреждения, американцы сумели эвакуироваться. Очень похоже, что враги взяли и предупредили, куда будут бить — не напрямую, но американцы узнали. В итоге Дональд Трамп ответил, что давление продолжит, но санкций пока достаточно, если, конечно, не будет новых иранских ударов.

А что же с этого России? Ничего хорошего. Во-первых, все эти события полностью затмили уже нашу энергетическую «пощечину» той же самой Америке — открытие газопровода «Турецкий поток». Информационный эффект оказался минимальным. Вашингтону явно не до того. Во-вторых, Иран, так или иначе, считается нашим союзником, и теперь он, по сути дела, главный враг Соединенных Штатов. России, а заодно Китаю и лидерам ЕС, Германии и Франции, дан совет работать над новой ядерной сделкой, то есть фактически присоединиться к очередным разрушительным санкциям. А если нет, если кто пойдет против, может сам попасть под санкции.

Военное присутствие США на Ближнем Востоке

Смотреть

Есть еще и такой вариант — пусть и в теории — Вашингтон и Тегеран сумеют в итоге договориться. Мало ли что может случиться, в том числе и новая иранская революция. И тогда страна встанет на путь исправления, а в качестве платы получит право исправно поставлять и даже расширять поставки газа в Европу. И, естественно, Америке достанутся подряды на восстановление государства. Тегеран встанет на сторону Запада. Выгод для России от всего этого, понятно, немного. И главное, что Москва опять рискует быть втянутой в очередное серьезное обострение. Зачем все это, когда дома столько дел?

Вся лента