Равные школы столицы

Почему Москва вошла в число мировых лидеров по качеству среднего образования по версии PISA 2018

В этом году московские школьники оказались в тройке лучших в мире по уровню читательской грамотности, а также заняли пятое место по математической грамотности и шестое — по естественно-научной. Об этом говорят результаты исследования PISA 2018 — крупнейшей международной программы оценки учебных достижений.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова

Кира Васильева

Исследование PISA (The Programme for International Student Assessment) по итогам 2018 года охватило более чем 80 стран и территорий, а его участниками стали 7289 пятнадцатилетних подростков. В данном исследовании как отдельная территория приняла участие и Москва, заметно улучшив собственные результаты 2016 года. По уровню математической грамотности школьники поднялись с шестого места на пятое, по уровню читательской — с шестого на третье. В области естественно-научной грамотности дети показали настоящий прорыв, вырвавшись с 12-й строчки в рейтинге на шестую. «Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и существенно улучшить результаты, став одними из лидеров школьного образования в мире»,— заявила «Ъ-Науке» заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Она рассказала, что в Москве с 2011 года проводилась модернизация школьного образования. В его основу был заложен подход, при котором в системе образования главным является ученик и школы должны за этого ученика конкурировать. «Исходя из этого был осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование школ, в рамках которого все школы стали получать одинаковое финансирование в расчете на одного ученика. Был взят курс на то, чтобы сформировать равные возможности в каждой школе для обеспечения качественного образования. Сегодняшние результаты показывают, что нам это удалось. В Москве больше не существует лучших школ, средних школ — все школы Москвы имеют возможность давать качественное образование»,— заключила Анастасия Ракова.

Напомним, что PISA — одна из самых авторитетных программ проверки качества школьного образования, крупнейшая международная программа оценки учебных достижений. Это тесты, которые помогают оценить уровень знаний школьников в области математики, естественных наук и чтения. Участвовать в исследовании могут школьники в возрасте 15 лет. Программа существует с 2000 года, ее реализует Организация экономического сотрудничества и развития.

Результаты исследования невозможно подделать, за соблюдением всех правил внимательно следят, а детей не готовят к тестам заранее. Более того, школьников, которые будут участвовать в программе, отбирают случайным образом. Именно в условиях такой жесткой конкуренции столичные школьники были признаны одними из самых сильных в мире.

«Благодаря тому что в Москве всем школьникам обеспечены равные возможности для получения качественного образования, они демонстрируют высокий уровень по всем направлениям исследования: читательской грамотности, поиску информации, определению разницы между фактами и мнениями. Как результат, Москва по уровню знаний школьников обогнала Канаду и Ирландию, с которыми находилась на равных позициях в рейтинге 2016 года, уступая лишь нескольким провинциям Китая и Сингапуру»,— отметил Андреас Шляйхер, руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.

Улучшение качества московских школ заметно не только по итогам PISA. Недавно были получены результаты еще одного международного исследования. Его проводила консалтинговая компания BAIN. Исследование проводилось в крупных городах и было направлено на оценку системы школьного образования. По данным BAIN, Москва попала в группу городов с большим количеством хороших школ, где дети могут получить качественное образование. По результатам исследования Москва обогнала Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Париж и другие мировые столицы.

Ученик — центр системы

До модернизации системы образования размер финансирования московских школ зависел от ряда факторов. Сюда входили и негласный статус учреждения, и его площадь, и даже штатное расписание. Работала сложная система дополнительных субсидий. Разница в объеме финансирования в отдельных школах отличалась в три–пять раз. В столице на фоне огромного количества «слабых» школ явно выделялось 20–30 лицеев и гимназий. Они получали хорошее финансирование, пользовались привилегиями. В этих школах действительно хорошо учили, после них дети могли поступить в престижные вузы. Задача родителей заключалась в том, чтобы любыми путями отдать ребенка в ту школу, которая считалась хорошей. Те, кому это не удавалось, были обречены на образование более низкого уровня.

Все изменилось в марте 2011 года, когда правительство Москвы ввело новые нормы финансирования образования, согласно которым школа получала государственные деньги через ребенка: проще говоря, сколько детей пришло в школу — столько денег школа и получает. Таким образом, школа стала заинтересована в каждом ребенке.

Новый норматив финансирования на одного обучающегося составил 125–160 тыс. руб. в год — для всех школ этот норматив стал одинаковым. Ранее на каждого школьника приходилось 63 тыс. руб. в год, если это была обычная средняя школа, и 123 тыс. руб. в год, если речь шла о престижном лицее или гимназии.

В 2020 году норматив планируется увеличить до 175 тыс. руб. на школьника и до 185 тыс. руб. на дошкольника.

«Выравнивание финансирования школ в Москве стало одним из стратегических решений в развитии массового качества образования»,— рассказал «Ъ-Науке» ректор РАНХиГС Владимир Мау. Он напомнил, что в 2011 году был введен единый общегородской норматив финансирования на одного обучающегося для всех образовательных организаций (с коэффициентами 2 и 3 для детей-инвалидов). «Норматив был установлен по высокому, бывшему "гимназическому", уровню. С тех пор ученик обеспечивает доходную часть бюджета школы, именно он поставлен во главу системы. Все теперь зависит от него: и благополучие школы, и благополучие педагога. И, как следствие, лучшее качество образования. Например, доля ребят, сдающих ЕГЭ на "отлично", увеличилась с 11% почти до 50%. В 2010 году по трем предметам только 6,8 тыс. школьников сдали ЕГЭ выше 220 баллов и около 100 детей на 280 и более баллов. В 2019 году больше 220 баллов получили 23,4 тыс. ребят, 2,4 тыс. получили 280 и более баллов. Почти в два раза вырос и процент поступающих в вузы»,— рассказал «Ъ-Науке» Владимир Мау.

Изменились с тех пор и критерии рейтинга школ. Рейтинг учреждения растет, если дети, которые по каким-то причинам учились плохо, улучшают показатели. За неудачи штрафные санкции не предусмотрены. Система выстроена так, чтобы школы не избавлялись от проблемных учеников, а развивали их.

Больше — значит лучше

Напомним, что до начала модернизации в Москве было более 4 тыс. школ и детских садов. После нее количество школ сократилось до 537, при этом количество зданий, где размещались эти школы, не уменьшилось.

«Раньше школе было все равно: 300 детей обучается, 500 или 1 тыс., потому что от количества учеников зарплата не зависела. Теперь за каждым ребенком приходят деньги, они идут на зарплату учителям и руководству школ. Был запущен механизм, который привел к дальнейшим изменениям. Теперь каждый ученик в школе интересен. И уже школа думает, как заинтересовать и привлечь ученика. Так появился стимул давать детям качественное образование»,— рассказал заместитель руководителя департамента образования Антон Молев.

Также в Москве стало активно поощряться инклюзивное образование, когда дети-инвалиды обучаются среди ровесников в обычных школах. На каждого ребенка с ограниченными возможностями школе выделяется двойное, а иногда и тройное финансирование. За каждого ребенка с инвалидностью школа также получает дополнительный балл к рейтингу, особенно если такой ребенок хорошо сдает ЕГЭ или активно участвует в олимпиадах. Таким образом появился стимул не просто брать в школу детей с ограниченными возможностями, а заниматься ими, развивать.

Важное преимущество объединения школ состоит в том, что бюджет большой школы состоит из суммы бюджетов всех вошедших в нее образовательных учреждений. В результате слияния удается также улучшать организацию школьного быта. Многие вещи перешли на аутсорсинг.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова
Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге PISA, но и существенно улучшить результаты, став одними из лидеров школьного образования в мире.

Следующий плюс в том, что родителям школьников больше не приходится искать школу с нужной специализацией на другом конце города. Теперь в каждой районной школе есть как минимум три профильных класса. Направленность может быть какой угодно: от гуманитарного класса до математического, от медицинского до экономического. При этом остаются там и общеобразовательные классы без особого уклона. Можно выбрать то образовательное учреждение, которое находится рядом с домом. Так и поступают сейчас большинство московских родителей.

Изменения не обошли стороной и работу педагогов. Зарплаты стали выше, а процесс организован лучше. В большой школе работают сразу несколько учителей-предметников. Таким образом, появляется соревновательный элемент, а уроки не пропадают в случае болезни одного из учителей. Педагоги получили возможность уезжать на курсы повышения квалификации и семинары, а также перенимать знания друг у друга в процессе общения.

Школа в смартфоне

1 сентября 2016 года в столице стартовал еще один масштабный проект, направленный на улучшение школьного образования в мегаполисе,— «Московская электронная школа» (МЭШ). Это целая система интернет-ресурсов, ориентированная на создание высокотехнологичной образовательной среды в столичных школах. Для детей это в первую очередь база знаний. В системе есть виртуальные лаборатории и электронная библиотека художественной литературы, что повышает заинтересованность в учебе. Родители могут меньше беспокоиться о безопасности и успеваемости учеников. Каждый день им приходят сообщения о том, что ребёнок посетил школу, а также уведомления о питании. Все оценки и комментарии преподавателей записываются в электронный журнал. В МЭШ также есть тесты, которые ребенок может пройти дома в присутствии родителей. Они позволяют понять, действительно ли ребенок не знает какой-то предмет или к нему несправедливо относятся в школе.

Для учителей МЭШ — это возможность сократить время подготовки к занятиям. В облаке хранятся готовые сценарии уроков, разработанные лучшими педагогами Москвы и России. Также в системе можно поделиться собственными учебными материалы. С этого года библиотека МЭШ открыта пользователям со всего мира.

Профориентация

Уже четыре года в московских школах существует система предпрофессиональных классов. Благодаря ей дети могут заранее определиться с будущей специальностью и подготовиться не только к поступлению и учебе в вузе, но и полностью погрузиться в какую-либо профессию. Именно «примерив» на себя будущую работу, школьники могут сделать по-настоящему осознанный выбор. Университеты при этом получают качественно иных первокурсников — мотивированных, серьезно настроенных. В проекте участвуют более 40 тыс. детей. Условием для создания предпрофессионального класса является закупка специального дорогостоящего оборудования, без которого эта работа невозможна. Именно в организованной для таких занятий лаборатории ребенок испытывает полное погружение в интересную ему специальность.

Направления созданы самые разные: медицинский класс, инженерный, академический. Можно выбрать кадетский класс или пойти в «Московский предуниверсарий», обучаясь непосредственно в вузе. С 1 сентября 2019 года реализуется проект «IT-класс в московской школе». В нем можно выбрать одну из шести специализаций: робототехника и электроника, большие данные, технологии связи, программирование, моделирование и прототипирование, IT-безопасность. Программа обучения разработана профильными вузами совместно с ведущими IT-компаниями.

Образование в любой точке города

Модернизация столичного образования затронула не только школы, но и городское пространство. Уроки организует огромное количество площадок: вузы, музеи, театры, парки. Дети могут учиться непосредственно на территории частных компаний и предприятий.

Все это позволяет воплотить в жизнь городской проект «Субботы московского школьника», который существует с 2013 года. В рамках проекта школьники и студенты могут бесплатно посещать интерактивные лекции, мастер-классы, квесты и другие мероприятия. За шесть лет более миллиона школьников от 5 до 18 лет приняли участие в «Субботах».

В образовании столичных детей задействованы музеи. Для этого существует «Учебный день в музее»: учителя могут проводить уроки на 19 площадках 17 московских музеев. Во время основного тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» дети подробно изучают все эти культурные объекты.

Преподаватели тоже учатся

У учителей появилась возможность отправиться на курсы повышения квалификации. Программы дополнительного профессионального образования (ДПО) проходят обязательную проверку у трех независимых экспертов. На городском портале дополнительного образования можно выбрать, в какую организацию и на какие занятия пойти.

В результате новой системы финансирования увеличились зарплаты работников образования — с 34,4 тыс. в 2010 году до 95,9 тыс. руб. по итогам девяти месяцев 2019 года. У учителей этот показатель увеличился в три раза — с 39,2 тыс. до 117,5 тыс. руб. по итогам девяти месяцев 2019 года.

Педагоги получают стимулирующие выплаты за работу в МЭШ, классное руководство и профессиональные достижения. За три года гранты за вклад в развитие МЭШ получили 1052 учителя из 391 школы Москвы. Сумма этих грантов — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.

Таким образом, за несколько лет московское образование изменилось до неузнаваемости. Вместо разделения на сильные и слабые учебные заведения появились равные по возможностям школы, для которых важен каждый ученик. Зарплаты учителей ощутимо выросли и продолжают расти, они напрямую зависят от того, насколько сильно учитель вкладывается в работу. Теперь дети с ограниченными возможностями могут учиться наравне с остальными, причем школы в новых условиях заинтересованы в развитии всех детей. Появились профильные и предпрофессиональные классы, которые позволяют ученикам сделать осознанный выбор и развиваться в интересной им сфере. А город каждую субботу превращается в бесплатную образовательную площадку. Благодаря таким изменениям качество образования столичных школьников ежегодно растет. Это подтверждают результаты исследования PISA.

Вся лента