Пермский период

Созданный при участии ЛУКОЙЛа научно-образовательный центр в Перми формирует базу для новой экономики

Унаследованная от Советского Союза система науки и образования архаична и с трудом может обеспечить конкурентоспособность России на мировом уровне. Исправить положение можно, создавая точки роста, вокруг которых появится новая научная среда,— такие как Пермский научно-образовательный центр (НОЦ) «Рациональное недропользование».

В Пермском крае ставка сделана на практико-ориентированный подход в образовании

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Дмитрий Павлович

Больше сотни исследовательских центров, лабораторий и кафедр, 690 научных работников, свыше 5 тыс. инженеров и почти 100 тыс. сотрудников индустриальных партнеров. Нет, пока Пермский научно-образовательный центр таких показателей не достиг — это дело будущего. Сейчас же НОЦ — это несколько десятков лабораторий и институтов, рассредоточенных по территории Перми, рассказал его директор Павел Илюшин. Три основных участника проекта — Пермский национальный исследовательский политехнический университет, кампус которого и стал базовой площадкой для нового центра, Пермский государственный национальный исследовательский университет и Пермский исследовательский центр Уральского отделения Академии наук. В планах — строительство нового студенческого городка, инженерно-научного полигона SLIM Well, центра прикладной науки и образования, школы образовательного центра «Сириус» и центра хранения и исследования керна. Также в перспективе — создание научно-образовательного центра в Когалыме.

Центр кристаллизации

Задачи перед Пермским научно-образовательным центром «Рациональное недропользование» (таково его официальное наименование) поставлены крайне амбициозные. Согласно представленной в августе программе деятельности центра, это «обеспечение приоритетов России на мировых рынках рационального недропользования на основе синергии науки, образования, инжиниринга, производства и повышения международной конкурентоспособности в привлечении высококвалифицированных трудовых кадров».

Стратегической целью центра провозглашено «обеспечение технологического преимущества в ресурсосберегающем безопасном освоении минерально-сырьевой базы России, разработке и апробации новых моделей структурных изменений в экономике регионов в условиях формирования глобального цифрового пространства как ответа на "большие вызовы", стоящие перед Россией». Таковых насчитали три:

— ограничения (геофизические, технические, юридические) разведки и освоения месторождений полезных ископаемых, а также трудности вывода на мировые рынки продукции промышленности, применяющей разработанные в России технологии, технические стандарты и требования;

— исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов;

— возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан.

Развитием и внедрением технологий задачи Пермского НОЦ и других подобных структур (в рамках нацпроекта «Наука» в России до 2024 года должны быть созданы 15 научно-образовательных центров) не ограничиваются. Одна из главных задач, которые стоят перед сетью НОЦ,— стать «центрами кристаллизации», вокруг которых вырастет новая научная и образовательная экосистема, говорит Павел Илюшин. В частности, они должны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных работать в современной науке и экономике. «Сегодня подготовка кадров для промышленности отстает во времени от развития технологий для той же промышленности»,— сетует руководитель пермского центра. Технологии, особенно цифровые, могут изменяться раз в год, максимум — три года. А в образовании бакалавриат занимает минимум четыре года, специалитет — пять. «То есть пока мы учим специалиста, то, чему мы его учим, уже устаревает, поэтому, конечно, без внедрения новых способов обучения не обойтись»,— уверен Илюшин.

Партнером Пермского НОЦ по направлению «Углеводороды» стал ЛУКОЙЛ. Соответствующее соглашение было подписано осенью этого года, его цель — объединить главные научные и образовательные структуры региона для запуска проектов в сфере рационального недропользования

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Жизнь научит

В Пермском крае ставка сделана на практико-ориентированный подход в образовании, который дает лучшую подготовку и сокращает период адаптации на предприятии для молодых специалистов. Такой подход предполагает несколько составляющих, объясняет Павел Илюшин. Первая — привлечение к преподаванию специалистов компаний, которые ставят задачи не из учебников, а из реальной практики. Для представителей поколения Z это принципиально: чистую теорию они воспринимают плохо, если не понимают, как эти знания могут быть применены на практике, отмечал ранее в интервью «Ъ-Науке» ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН Александр Кулешов.

Вторая составляющая практико-ориентированного подхода в обучении — выполнение опытно-конструкторских и исследовательских работ по заказу компаний с привлечением студентов. «Фактически мы трудоустраиваем нашего студента в компанию, и он уже в процессе обучения работает по специальности, проходя все ступени, необходимые, чтобы набраться квалификата. По результатам этой работы он может выйти из университета уже квалифицированным инженерно-техническим работником»,— говорит Павел Илюшин. Это помимо прочего сильно помогает в трудоустройстве. Речь, однако, не идет о том, чтобы в рамках целевой подготовки обучать узкоспециализированных работников. Такой подход больше не работает: развитие технологий быстро сделает такого специалиста неконкурентоспособным. Студенты, прошедшие школу научно-исследовательского центра, учатся работать в мультидисциплинарной проектной команде. Они с самого начала работают в тесном взаимодействии со специалистами других направлений. В результате вырабатывается не только навык командной проектной работы, но и видение того, как одна составляющая проекта может влиять на остальные.

В НОЦ «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений» создан инженерный симулятор технологических процессов — единственная российская система, позволяющая производить моделирование процессов в динамике

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

ЛУКОЙЛ-передовик

Всего Пермский научно-образовательный центр будет работать по семи направлениям: «Углеводороды», «Твердые полезные ископаемые», «Химические технологии», «Энергетическое машиностроение», «Новые материалы и вещества», «Экология и безопасность территорий», «Цифровизация и роботизация производств и сервисов». Пока реально заработало только первое из них. Как заявил губернатор Пермского края Максим Решетников, модель взаимодействия с заказчиком, созданная в процессе работы по этому направлению, в дальнейшем будет масштабирована на остальные шесть. Сейчас, по словам Павла Илюшина, уже подписаны соглашения с несколькими крупными предприятиями региона, по остальным направлениям созданы рабочие группы и ведутся переговоры.

Партнером Пермского НОЦ по направлению «Углеводороды» стал ЛУКОЙЛ. Соответствующее соглашение было подписано 18 октября этого года. Цель соглашения — объединить главные научные и образовательные структуры региона для запуска проектов в сфере рационального недропользования, а также экономическое, научно-техническое и технологическое развитие Пермского края, промышленное освоение и вывод на российский и мировой рынки новых видов продуктов и технологий, создание усовершенствованной системы подготовки высококвалифицированных научных и производственных кадров, разработка актуальных образовательных программ. «С Пермским краем сложились очень перспективные отношения, что позволяет компании развиваться и реализовывать совместные социальные проекты»,— рассказал журналистам после подписания соглашения президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

У компании действительно богатый опыт взаимодействия с научными и образовательными учреждениями Перми. Еще в 2014 году на базе Пермского политеха был создан НОЦ «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений», который готовил специалистов для отрасли и занимался решением реальных производственных задач.

«Фактически сейчас мы продолжаем те работы, которые проводили до этого. Это выполнение НИОКР в рамках развития технологий мирового уровня, продолжение работ по существующим договорам по направлениям "Геология", "Технологии добычи и подготовки нефти", "Механоэнергетическое и метрологическое обеспечение". И, конечно, подготовка и переподготовка кадров»,— рассказывает Павел Илюшин. Наиболее востребованными темами он назвал все, что связано с повышением нефтеотдачи, а также разного рода технологии цифровизации.

У ЛУКОЙЛа богатый опыт взаимодействия с научными и образовательными учреждениями Перми. Еще в 2014 году на базе Пермского политеха был создан НОЦ «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений», который готовил специалистов для отрасли и занимался решением реальных производственных задач

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Например, в научно-образовательном центре «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений» создан инженерный симулятор технологических процессов — единственная российская система, позволяющая производить моделирование процессов в динамике. «Это цифровой двойник месторождения, который дает нам возможность моделирования разработки и электронной паспортизации процесса, позволяет проводить гидравлические расчеты и подбор оборудования в динамике»,— говорит Павел Илюшин. Технология уже подтвердила свою эффективность на предприятии «ЛУКОЙЛ-Пермь».

Создание научно-образовательного центра «Рациональное недропользование» позволит продолжить эту работу на новом уровне. У ЛУКОЙЛа большие планы в сфере цифровизации производства. Компания реализует стратегический проект «Цифровой ЛУКОЙЛ 4.0», в рамках которого должна пройти оцифровка всех процессов производства компании в сегментах геологоразведки, добычи, переработки, логистики и сбыта. Одним из пилотных регионов программы является Пермский край. Цель проекта — минимизировать участие человека, снизить себестоимость и увеличить производительность труда к 2030 году на 20–30%.

Вся лента