Риск снова в цене

XXIV ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов

XXIV ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, подготовленный для “Ъ” агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), указывает на завершение двухлетнего периода снижения инвестрисков в стране. Развитие регионов сейчас ограничивается экономическими и социальными факторами, зависящими скорее от общей макроэкономической ситуации, чем от усилий региональных властей. В лучшую сторону положение может измениться лишь через год-два — с началом активной фазы реализации нацпроектов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Эффект масштаба

Тенденция снижения инвестиционного риска, проявившаяся в 2017–2018 годах, оказалась краткосрочной. Результаты нынешнего рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России свидетельствуют о том, что интегральный уровень этого показателя за год практически не изменился. Главные факторы риска сейчас из управленческой и финансовой сфер, поддающихся при должных усилиях контролю на местах, смещаются в сторону экономики и социалки. А бороться с проявлениями макроэкономических проблем общероссийского масштаба, будь то стагнация доходов населения или усугубляющийся инвестиционный застой, на уровне отдельно взятого региона затруднительно.

По данным за 2018 год, больше 70% регионов имели отрицательную динамику доходов населения, притом что в среднем по России был зафиксирован прирост на 1%. В первом полугодии 2019 года доля регионов, ушедших по этому показателю «в минус», снизилась до 54%, зато итоговый общероссийский показатель попал в «красную» зону, сократившись на 0,4%. Что же касается инвестиций, то темпы их прироста упали с 4,3% в 2018 году до 0,6% за первую половину 2019 года, а удельный вес сокращающих капиталовложения регионов вплотную приблизился к 50%. В такой ситуации лучшие возможности для минимизации инвестиционных рисков имеют регионы-тяжеловесы, накопленный потенциал которых в значительной степени способен нивелировать последствия экономических неурядиц.

Из десятки лидеров по уровню инвестиционного потенциала подавляющее большинство регионов улучшили свои позиции по уровню риска. Наилучшую динамику показали Санкт-Петербург, продвинувшийся с 10-го на 4-е место в рейтинге регионов с минимальным уровнем риска, и Москва, вышедшая на 7-ю строчку против 12-й годом ранее.

Успехам столицы удивляться не приходится. Ее финансовые возможности позволяют осуществлять гигантские по российским меркам бюджетные инвестиции, за счет которых покрывалось более 20% капиталовложений в 2018 году — максимальный показатель среди всех субъектов РФ. В абсолютном же выражении из бюджета города профинансировано 387,4 млрд руб. (треть всех инвестиций за счет региональных бюджетов в целом по России). Суммарный объем инвестиций Москвы в 2018 году составил беспрецедентные 2,4 трлн руб., увеличившись за год на 15,3%.

Ресурсная база Санкт-Петербурга, конечно, скромнее, и основной упор в инвестиционной стратегии делается на привлечение сторонних инвесторов. Из 747 млрд руб. общих капиталовложений в 2018 году (пятое место по этому показателю в России) региональным бюджетом профинансировано лишь около 12%. Тем не менее кое-где северной столице удалось обойти Москву. Например, ввод жилья в Санкт-Петербурге в 2018 году вырос на 11,7%, тогда как в Москве — только на 3,6%. Свой вклад в развитие внесла и подготовка Санкт-Петербурга к приему чемпионата мира по футболу, позволившая существенно обновить инфраструктуру города. В результате городу удалось войти в число лидеров по минимальному уровню социального (второе место) и финансового (четвертое место) рисков и стать регионом с наименьшим управленческим риском в России.

Не остаются внакладе и регионы, граничащие с центрами концентрации экономической мощи. Московская область давно стала частью столичной агломерации и за счет такого симбиоза не первый год обеспечивает себе лидерство как с точки зрения минимального интегрального риска (первое место), так и по уровню инвестпотенциала (второе место после Москвы).

Близость к московскому кластеру подпитывает экономики сопредельных областей. Из семи граничащих с московской агломерацией регионов лишь два ухудшили свои позиции по уровню риска, а остальные развиваются весьма динамично. Наибольшего прогресса добилась Ярославская область, переместившаяся сразу на 17 строчек вверх — на 18-е место в рейтинге — за счет опережающих темпов прироста промышленного производства (в 2018 году 9,1% против 2,9% в среднем по России), сельского хозяйства (4,9% против –0,4%), строительства жилья (1,8% против –4,9% по РФ). Весьма впечатляет и рывок Смоленской области, поднявшейся на 9 мест и занявшей 39-е место, где преимущества близости к Москве дополняются эффектом от трансграничной торговли с Белоруссией.

Отраслевые ориентиры

Прошлый год выдался благодатным для российских сырьевиков. Благоприятная конъюнктура мировых рынков позволила существенно нарастить выручку и прибыль нефтяникам, металлургам, угольщикам. Казалось бы, эти факторы должны стимулировать развитие «профильных» регионов. Однако такая тенденция прослеживается далеко не всегда. Добывающий почти половину российской нефти Ханты-Мансийский автономный округ передвинулся в рейтинге по рискам с 24-го на 19-е место, тогда как богатый нефтью, газом и углем Сахалин ухудшил свое положение на 4 места, заняв 32-ю позицию.

Казалось бы, эти факторы должны стимулировать развитие «профильных» регионов. Однако такая тенденция наблюдается далеко не всегда. Немудрено, конечно, что Ханты-Мансийский автономный округ на этом фоне передвинулся в рейтинге по рискам с 24-го на 19-е место. Ведь в этом регионе добывается почти половина российской нефти. А вот другие субъекты РФ с сырьевой ориентацией экономики чувствуют себя не так хорошо. В Сахалинской области, например, просевшей в рейтинге на 4 позиции и занимающей 32-е место (28-е в 2018 году), при росте добыче нефти и газа на 6,8%, а угля — на 30% показатели социальной сферы остаются достаточно слабыми — в частности, уровень реальных доходов населения в регионе упал на 2,4% против прироста на 0,3% по России. Значительно лучше ситуация в Татарстане и Красноярском крае, сместившихся в рейтинге на одну строчку вверх (соответственно, 6-е и 41-е места по рискам), где добыча нефти — лишь один из сегментов диверсифицированной экономики.

Из регионов металлургической специализации наибольшую динамику минимизации инвестиционного риска продемонстрировала Вологодская область, продвинувшаяся с 40-й на 30-ю позицию в рейтинге во многом благодаря производственным показателям расположенного там головного предприятия группы «Северсталь» и крупного производителя фосфорных удобрений АО «Апатит» (группа «Фосагро»). Работа предприятий групп «Мечел» и ММК способствовала миграции Челябинской области с 43-го на 40-е место в рейтинге. В то же время Кемеровская область, на территории которой расположены одно из металлургических подразделений группы «Евраз» и крупные угледобывающие компании, потеряла 7 позиций в рейтинге и занимает 62-е место.

Снижение урожая зерновых (в 2018 году производство зерна сократилось на 16,7%) негативно повлияло на позиции ведущих сельскохозяйственных регионов. Краснодарский край переместился в рейтинге на 8 строчек вниз и занял 11-е место, Ставропольский край и Ростовская область — на 6 строк (24-е и 28-е места соответственно). Более уверенно чувствуют себя регионы Черноземья. Белгородской области, например, удалось занять второе место по минимальному уровню инвестиционного риска благодаря существенной металлургической составляющей в экономике региона. Этот же фактор позволил удержать третье место рейтинга Липецкой области.

Финансовый фактор

Рейтинг фиксирует заметное оздоровление региональных финансов. Главная заслуга в этом принадлежит Минфину России. В частности, федеральный центр в последние годы заключает специальные соглашения с высокодотационными регионами, позволяющие повысить их финансовый контроль и избежать необдуманных заимствований. Накопленные региональные долги в результате исполнения майских указов 2012 года замещались бюджетными кредитами на сверхльготных условиях, а с 2018 года начала действовать новая программа реструктуризации выданных ранее бюджетных займов, в соответствии с которой пиковые погашения долгов могут растягиваться на период до 2024 года в зависимости от динамики собственных доходов региональных бюджетов.

В результате по итогам 2018 года консолидированные бюджеты 70 из 85 регионов исполнены с профицитом, совокупный объем которого составил рекордные 510,3 млрд руб. С 2016 года постоянно сокращаются региональные долги, а за десять месяцев 2019 года объем государственного долга субъектов РФ снизился еще больше чем на 10%, в результате чего долговая нагрузка по отношению к собственным доходам регионов опустилась ниже 20%.

Чемпионом по итогам 2018 года стала Кемеровская область, сократившая госдолг более чем на 40%. Правда, отказ администрации от жизни взаймы не был поддержан предприятиями региона. Их кредиторская задолженность в 2018 году увеличилась почти вдвое, а доля просроченного долга выросла с 17% до 29%. В результате по уровню финансового риска регион просел сразу на 15 мест. Зато Ненецкий автономный округ и Иркутская область, избавившиеся за год более чем от трети долгов и добившиеся роста собственных доходов, продвинулись в финансовом блоке рейтинга вверх, заняв соответственно 21-ю и 8-ю позиции.

Впрочем, активная инвестиционная политика заставляет ряд регионов продолжать заимствования. Например, госдолг Московской области вырос в 2018 году на 32%. Однако правительство намерено облегчить долговое бремя регионов, готовых к серьезным и обоснованным капиталовложениям. В 2020 году субъектам РФ предстоит вернуть около 75 млрд руб. бюджетных кредитов. Минфин России выступил с предложением предусмотреть реструктуризацию бюджетных кредитов при условии направления регионом высвободившихся за счет этого средств на новые инвестиции. Также регионы получат возможность увеличить заимствования для вложения средств в новые проекты.

Региональные госпрограммы

Госинвестиции в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) — один из немногих доступных сейчас акселераторов развития региона. Но и такие возможности открываются лишь перед избранными. Число действующих ФЦП, ориентированных на конкретные регионы, можно пересчитать по пальцам. Впрочем, опыт показывает, что такие программы сами по себе не гарантируют немедленного экономического процветания.

Крупнейшая из них направлена на развитие Крыма и Севастополя. Общий объем ее финансирования на период до 2022 года составляет немногим менее 1 трлн руб., причем, в отличие от других программ, где велика доля внебюджетных источников финансирования, она практически целиком оплачивается из федерального бюджета. По этой программе планируется построить более 890 объектов, среди которых крупные объекты транспортной инфраструктуры, коммунальной и социальной сфер.

За 2015–2018 годы федеральный бюджет вложил в крымскую ФЦП свыше 500 млрд руб. Правда, не все идет гладко. В 2018 году были сорваны сроки отдельных строек, а по итогам 2019 года главы Крыма и Севастополя прогнозируют исполнение ФЦП на 96% и 90% соответственно. Судить о результатах пока рано — программа далека от завершения, но с точки зрения рейтинга инвестиционной привлекательности ее промежуточные итоги выглядят неоднозначно. В списке регионов по минимальному уровню инвестиционного риска Крым сместился с 69-й на 70-ю строчку, тогда как Севастополь поднялся с 61-й на 55-ю.

Другой точкой приложения ресурсов федерального центра на протяжении последних десятилетий является Дальний Восток. Первое постановление правительства России о федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» датировано 15 апреля 1996 года. С тех пор документ десятки раз пересматривался и переформатировался. С 2002 по 2017 год на исполнение программы потрачено 487 млрд руб. Однако проблема вывода Дальнего Востока на темпы экономического роста, способные хотя бы приостановить депопуляцию населения региона, так и не была решена.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионы Дальневосточного федерального округа также не добились существенного прогресса. Практически все они, за исключением Сахалина, по уровню интегрального риска располагаются во второй половине списка. 7 из 11 регионов ДФО в текущем году ухудшили свои позиции в рейтинге.

Возможно, впрочем, что ситуация изменится с началом выполнения Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года, доработанный проект которой в ноябре 2019 года Минвостокразвития России внесло в правительство. Ожидается, что общие инвестиции в Дальний Восток составят около 4 трлн руб.

Национальные проекты

Надежды на новую волну роста в регионах связывают со стартом национальных проектов. Стоимость их реализации до 2024 года оценивается в 25,7 трлн руб., что больше чем вдвое превышает годовой объем консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2018 год.

По предварительным оценкам Минфина России, не менее 46–50% планируемых в рамках национальных проектов мероприятий относятся к полномочиям субъектов РФ. Однако в среднем более чем на 90% реализация проектов запланирована за счет федеральных денег, которые поступят в региональные бюджеты в виде трансфертов (субсидий) в разных пропорциях (от 99% для 26 субъектов РФ с относительно низким уровнем социально-экономического развития до 14% для Ямало-Ненецкого автономного округа и 0% для Москвы). В текущем году все нормативно-правовые акты, касающиеся национальных проектов, должны быть приняты на региональном уровне, однако принятие нормативки на муниципальном уровне отдано на откуп и контроль регионам, от которых и будет зависеть результат.

2019 год еще не закончился, но уже сейчас говорится о невысоком исполнении расходов по нацпроектам. По данным Счетной палаты, расходы на них за январь—сентябрь 2019 года составили 52,1% от запланированного на год объема. Например, в Тверской области по состоянию на 1 ноября освоено лишь 54,7% средств, выделенных на нацпроекты в 2019 году. Лидерами по этому показателю являются Магаданская область, Чечня, Адыгея, Татарстан, Москва и Пензенская область, освоившие целевые средства не менее чем на 70%. В отстающих числятся Еврейская автономная область, Дагестан и Астраханская область, где, согласно публикации РБК, основанной на данных системы «Электронный бюджет», израсходовано менее 30% выделенного на год финансирования нацпроектов.

Владислав Бухарский, Дмитрий Гришанков, Дмитрий Кабалинский, Федор Жердев

Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2019 году

Регион
Максимальный потенциал — минимальный риск (1A)
10 Московская область
18 Г. Москва
29 Г. Санкт-Петербург
32 Краснодарский край
Средний потенциал — минимальный риск (2A)
1 Белгородская область
46 Республика Татарстан
51 Нижегородская область
54 Самарская область
Пониженный потенциал — минимальный риск (3A1)
4 Воронежская область
8 Курская область
9 Липецкая область
12 Рязанская область
14 Тамбовская область
16 Тульская область
25 Ленинградская область
59 Тюменская область
Незначительный потенциал — минимальный риск (3A2)
Высокий потенциал — умеренный риск (1B)
58 Свердловская область
Средний потенциал — умеренный риск (2B)
35 Ростовская область
43 Республика Башкортостан
49 Пермский край
60 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
61 Ямало-Ненецкий автономный округ
62 Челябинская область
69 Красноярский край
70 Иркутская область
71 Кемеровская область
72 Новосибирская область
Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1)
3 Владимирская область
6 Калужская область
2 Брянская область
5 Ивановская область
13 Смоленская область
15 Тверская область
17 Ярославская область
20 Республика Коми
21 Архангельская область
23 Вологодская область
24 Калининградская область
26 Мурманская область
33 Астраханская область
34 Волгоградская область
42 Ставропольский край
47 Удмуртская Республика
48 Чувашская Республика
52 Оренбургская область
53 Пензенская область
55 Саратовская область
56 Ульяновская область
67 Алтайский край
73 Омская область
74 Томская область
75 Республика Саха (Якутия)
77 Приморский край
78 Хабаровский край
81 Сахалинская область
84 Республика Крым
Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2)
7 Костромская область
11 Орловская область
22 Ненецкий автономный округ
27 Новгородская область
28 Псковская область
30 Республика Адыгея
44 Республика Марий Эл
45 Республика Мордовия
50 Кировская область
66 Республика Хакасия
76 Камчатский край
79 Амурская область
80 Магаданская область
85 Г. Севастополь
Максимальный потенциал — высокий риск (1C)
Средний потенциал — высокий риск (2C)
Пониженный потенциал — высокий риск (3C1)
68 Забайкальский край
64 Республика Бурятия
Незначительный потенциал — высокий риск (3C2)
19 Республика Карелия
31 Республика Калмыкия
38 Кабардино-Балкарская Республика
39 Карачаево-Черкесская Республика
40 Республика Северная Осетия — Алания
57 Курганская область
63 Республика Алтай
82 Еврейская автономная область
83 Чукотский автономный округ
Низкий потенциал — экстремальный риск (3D)
36 Республика Дагестан
37 Республика Ингушетия
41 Чеченская Республика
65 Республика Тыва

Источник: RAEX («РАЭКС-Аналитика»).

Полную версию материалов рейтинга и методологию его подготовки см. на сайте.

Инвестиционный риск российских регионов в 2019 году

Ранг риска Ранг, потенциала 2019 Регион (субъект федерации) Среднезавшенный индекс риска, 2019 год Изменение индекса риска, 2019 год к 2018 году, увеличение (+), снижение (–) Ранги составляющих инвестиционного риска в 2019 году Изменение ранга риска, 2019 год к 2018 году
2019 год 2018 год Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий
112Московская область0,125–0,001366172860
2516Белгородская область0,1350,003441018423
3338Липецкая область0,1380,009514151037190
4103Г. Санкт-Петербург0,139–0,0122124654716
5423Ленинградская область0,1520,0221211154494–1
676Республика Татарстан0,1530,015162141339161
7121Г. Москва0,154–0,01213312712535
8651Тамбовская область0,1610,0249214471310–2
9937Курская область0,1620,01410182484280
10820Воронежская область0,1630,0236542361415–2
1124Краснодарский край0,1650,03728116371234–9
121135Тульская область0,1660,0067172353627–1
132013Самарская область0,187–0,009252792833237
141510Нижегородская область0,1880,008854203011301
151430Тюменская область0,1930,01439165564513–1
161349Рязанская область0,1950,019203025222725–3
17215Свердловская область0,2010,0021837173261174
183540Ярославская область0,203–0,025214829951917
192412Ханты-Мансийский автономный округ — Югра0,206–0,00222423677625
201711Республика Башкортостан0,2070,0206177384450–3
211915Новосибирская область0,2090,014582013493518–2
222534Калужская область0,209–0,002152551622673
231650Пензенская область0,2090,0253153324937–7
24189Ростовская область0,2140,02533359253051–6
252339Владимирская область0,2170,01224315533626–2
263432Калининградская область0,220–0,007362462183228
272668Новгородская область0,2210,008263843611824–1
282224Ставропольский край0,2230,02040933462273–6
293745Брянская область0,223–0,006132967224338
304048Вологодская область0,227–0,00730403616653210
312726Волгоградская область0,2310,012424738114039–4
322847Сахалинская область0,2310,01029354958675–4
333627Саратовская область0,2330,0054723452038533
343941Ульяновская область0,2330,0014564351416385
353843Томская область0,2350,0025526224060473
363319Ямало-Ненецкий автономный округ0,2350,00811692418520–3
373036Омская область0,2370,014571028645362–7
382925Алтайский край0,2390,017543426274360–9
394854Смоленская область0,240–0,0174162393915419
40438Челябинская область0,2420,0054439117764293
41427Красноярский край0,2440,0105122194378311
425046Тверская область0,245–0,0161979532317368
434722Приморский край0,246–0,0094813476862434
443157Чувашская Республика0,2460,023635141263214–13
454161Кировская область0,2480,014385640355646–4
466063Орловская область0,249–0,03423466315236414
475129Хабаровский край0,252–0,0121445584270354
483231Оренбургская область0,2520,026435018526366–16
495773Костромская область0,256–0,0201773463154688
504674Республика Адыгея0,2640,0186815643752–4
514942Удмуртская Республика0,2640,003506830664255–2
524565Амурская область0,2680,026373657756811–7
535267Республика Мордовия0,2700,003624361451048–1
544418Иркутская область0,2740,03364328697363–10
556170Г. Севастополь0,279–0,01060637162676
565314Пермский край0,2840,014496752636649–3
575475Республика Марий Эл0,2840,012676537244654–3
586466Псковская область0,285–0,0075252665531586
595955Архангельская область0,2860,0033461545777440
605621Республика Саха (Якутия)0,2890,014741934128240–4
616559Ивановская область0,2930,0002776703434614
625517Кемеровская область0,2940,021466650487270–7
636644Мурманская область0,3060,006568331518083
645876Республика Хакасия0,3070,031595560595775–6
656358Астраханская область0,3160,024735856605065–2
666256Республика Коми0,3190,029697227768112–4
676785Ненецкий автономный округ0,3220,0057074217879210
687471Камчатский край0,333–0,0395370727071576
696878Магаданская область0,3370,008357848838345–1
706928Республика Крым0,3440,00671777519174–1
717172Курганская область0,355–0,0056575747341690
727052Республика Бурятия0,3640,021764469726972–2
737253Забайкальский край0,3700,007758065477556–1
747781Республика Калмыкия0,375–0,0197959732955713
757660Республика Карелия0,4070,0197282775074591
767384Республика Алтай0,4090,039824176535879–3
777883Еврейская автономная область0,4120,0106684687952831
787579Карачаево-Черкесская Республика0,4150,0438388180577–3
798180Чукотский автономный округ0,421–0,0283285792184782
808062Республика Северная Осетия — Алания0,440–0,0087781788248760
817969Кабардино-Балкарская Республика0,4590,025817180842180–2
828264Чеченская Республика0,5060,0337849857419850
838477Республика Ингушетия0,509–0,0148460834429841
848333Республика Дагестан0,5300,008802882852081–1
858582Республика Тыва0,580–0,0108557848159820

Источник: RAEX («РАЭКС-Аналитика»).

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2019 году

Ранг потенциала Ранг риска, 2019 Регион (субъект федерации) Доля в общероссийском потенциале, 2019 год (%) Изменение доли в потенциале, 2019 год к 2018 году (п.п.) Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2019 году Изменение ранга потенциала, 2019 год к 2018 году
2019 год 2018 год Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический
1 1 7 Г. Москва 14,6 0,115 1 1 1 1 1 1 1 84 1 0
2 2 1 Московская область 6,2 0,217 2 2 3 2 3 2 2 51 4 0
3 3 4 Г. Санкт-Петербург 4,8 –0,146 3 3 2 3 2 3 6 85 3 0
4 4 11 Краснодарский край 2,9 –0,023 4 4 7 5 4 19 5 30 2 0
5 5 17 Свердловская область 2,5 –0,040 7 5 6 6 5 7 48 13 7 0
6 6 6 Республика Татарстан 2,5 –0,003 5 6 5 7 6 5 29 40 6 0
7 7 41 Красноярский край 2,4 0,044 14 13 9 9 13 11 79 1 9 0
8 10 40 Челябинская область 1,9 0,003 9 11 10 13 9 8 28 25 10 2
9 9 24 Ростовская область 1,9 –0,034 8 7 11 10 7 14 14 33 16 0
10 8 14 Нижегородская область 1,9 –0,087 11 9 15 12 10 4 31 58 12 –2
11 11 20 Республика Башкортостан 1,8 –0,038 10 8 12 8 12 20 43 21 8 0
12 17 19 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 1,8 0,260 20 18 4 4 27 56 74 9 63 5
13 12 13 Самарская область 1,7 –0,006 6 10 14 11 8 15 20 47 17 –1
14 13 56 Пермский край 1,7 –0,031 23 14 16 15 14 16 57 6 13 –1
15 15 21 Новосибирская область 1,6 0,003 13 16 17 18 11 6 49 39 29 0
16 16 2 Белгородская область 1,5 0,009 29 27 22 21 25 21 4 5 36 0
17 14 62 Кемеровская область 1,5 –0,028 19 19 13 16 20 44 54 4 32 –3
18 18 54 Иркутская область 1,4 –0,017 22 25 18 17 18 28 73 7 15 0
19 21 36 Ямало-Ненецкий автономный округ 1,3 0,091 58 50 8 14 69 47 77 3 68 2
20 19 10 Воронежская область 1,3 –0,010 18 15 21 20 15 18 15 50 28 –1
21 20 60 Республика Саха (Якутия) 1,3 0,019 52 40 32 30 51 54 83 2 69 –1
22 22 43 Приморский край 1,2 –0,011 21 21 25 22 17 32 50 18 11 0
23 24 5 Ленинградская область 1,1 0,031 26 23 19 19 32 25 9 48 20 1
24 23 28 Ставропольский край 1,1 –0,010 12 17 27 24 19 39 51 45 31 –1
25 25 38 Алтайский край 1,1 –0,026 24 24 37 32 30 13 44 23 25 0
26 26 31 Волгоградская область 1,1 –0,007 16 20 23 27 21 35 52 34 35 0
27 27 33 Саратовская область 1,0 –0,022 17 22 30 29 26 26 32 38 27 0
28 29 70 Республика Крым 1,0 –0,019 25 32 50 38 22 53 22 35 5 1
29 30 47 Хабаровский край 1,0 –0,015 30 30 35 37 23 37 64 12 22 1
30 32 15 Тюменская область 1,0 0,002 32 29 20 23 24 23 62 43 26 2
31 33 48 Оренбургская область 1,0 0,009 27 28 26 28 33 55 42 20 39 2
32 31 26 Калининградская область 1,0 –0,008 46 54 34 55 16 60 3 29 37 –1
33 28 84 Республика Дагестан 0,9 –0,089 15 12 56 25 58 46 40 41 44 –5
34 34 22 Калужская область 0,9 0,001 45 49 31 47 37 9 16 70 34 0
35 35 12 Тульская область 0,9 0,005 31 31 33 34 31 40 11 66 52 0
36 36 37 Омская область 0,9 –0,023 28 26 24 31 28 29 59 44 70 0
37 37 9 Курская область 0,8 –0,016 35 41 40 39 50 41 10 22 58 0
38 38 3 Липецкая область 0,8 –0,002 40 33 28 35 44 65 8 73 57 0
39 40 25 Владимирская область 0,8 –0,022 36 39 41 45 34 30 18 68 19 1
40 39 18 Ярославская область 0,8 –0,027 37 37 39 43 36 22 33 79 18 –1
41 45 34 Ульяновская область 0,7 0,036 39 47 48 53 41 12 35 54 62 4
42 41 51 Удмуртская Республика 0,7 –0,020 34 34 38 36 35 36 45 64 51 –1
43 46 35 Томская область 0,7 0,024 41 51 44 42 46 10 81 36 80 3
44 42 63 Мурманская область 0,7 –0,026 61 60 54 48 55 61 47 11 60 –2
45 43 29 Брянская область 0,7 –0,006 42 35 52 50 45 42 13 69 49 –2
46 44 42 Тверская область 0,7 –0,008 43 38 45 46 38 34 39 60 23 –2
47 55 32 Сахалинская область 0,7 0,042 71 62 29 26 53 66 53 24 74 8
48 49 30 Вологодская область 0,7 –0,007 55 46 36 33 40 45 66 59 24 1
49 47 16 Рязанская область 0,7 –0,016 49 45 43 49 42 38 30 57 41 –2
50 50 23 Пензенская область 0,7 –0,007 33 42 46 52 43 33 37 56 54 0
51 53 8 Тамбовская область 0,7 0,000 54 43 53 51 61 17 36 63 72 2
52 48 72 Республика Бурятия 0,7 –0,016 57 53 73 57 63 67 76 10 14 –4
53 52 73 Забайкальский край 0,6 –0,016 64 52 71 58 65 77 70 8 43 –1
54 54 39 Смоленская область 0,6 –0,003 50 56 47 60 29 43 25 72 42 0
55 51 59 Архангельская область 0,6 –0,028 56 36 55 44 49 48 69 19 47 –4
56 58 66 Республика Коми 0,6 0,001 65 61 42 40 52 59 72 14 55 2
57 57 44 Чувашская Республика 0,6 –0,010 38 59 58 61 47 51 19 80 50 0
58 59 65 Астраханская область 0,6 0,004 48 55 49 41 56 57 56 28 59 1
59 56 61 Ивановская область 0,6 –0,032 51 57 57 62 48 24 34 81 45 –3
60 60 75 Республика Карелия 0,6 –0,015 73 67 62 70 57 50 41 26 21 0
61 61 45 Кировская область 0,6 –0,013 44 44 51 54 39 52 65 55 40 0
62 62 80 Республика Северная Осетия — Алания 0,5 0,009 59 66 78 71 74 71 7 77 64 0
63 63 46 Орловская область 0,5 –0,001 62 63 63 63 60 62 23 75 66 0
64 66 82 Чеченская Республика 0,5 0,001 47 48 74 56 76 74 24 74 81 2
65 64 52 Амурская область 0,5 –0,012 63 58 59 59 59 73 68 27 56 –1
66 68 58 Псковская область 0,5 –0,002 72 70 69 69 54 70 17 76 33 2
67 67 53 Республика Мордовия 0,5 –0,010 53 71 60 67 64 49 38 65 61 0
68 65 27 Новгородская область 0,5 –0,016 74 68 64 64 62 31 46 78 30 –3
69 69 81 Кабардино-Балкарская Республика 0,5 0,002 60 64 75 66 71 63 27 52 65 0
70 70 55 Г. Севастополь 0,4 0,006 68 75 76 76 72 64 26 67 38 0
71 71 68 Камчатский край 0,4 –0,002 75 76 67 74 70 68 71 17 53 0
72 72 71 Курганская область 0,4 –0,012 66 65 70 65 67 72 55 42 77 0
73 73 49 Костромская область 0,4 –0,015 69 69 68 68 66 76 60 71 46 0
74 75 50 Республика Адыгея 0,4 –0,002 76 73 77 75 75 79 21 82 76 1
75 74 57 Республика Марий Эл 0,4 –0,011 67 72 65 73 68 58 63 46 73 –1
76 76 64 Республика Хакасия 0,3 0,001 77 74 66 72 73 69 67 32 78 0
77 77 83 Республика Ингушетия 0,3 0,003 79 78 85 78 83 83 12 83 75 0
78 78 69 Магаданская область 0,3 –0,001 81 79 72 77 77 78 75 15 82 0
79 79 78 Карачаево-Черкесская Республика 0,3 –0,004 70 77 79 79 78 75 58 62 48 0
80 80 79 Чукотский автономный округ 0,3 0,001 84 85 80 81 84 85 78 16 79 0
81 81 74 Республика Калмыкия 0,2 0,025 78 81 84 82 80 27 80 49 83 0
82 83 85 Республика Тыва 0,2 0,003 80 80 83 80 82 80 85 31 71 1
83 82 77 Еврейская автономная область 0,2 –0,002 83 83 82 85 81 81 61 53 84 –1
84 84 76 Республика Алтай 0,2 0,006 82 82 81 83 79 84 82 61 67 0
85 85 67 Ненецкий автономный округ 0,2 0,022 85 84 61 84 85 82 84 37 85 0

Источник: RAEX («РАЭКС-Аналитика»).

Как мы считали

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минфина, Банка России, Минсвязи, МВД и Минприроды.

Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на российском рынке, риск — как могут сказаться на инвесторе те или иные проблемы региона. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск — из шести частных: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. В рейтинге использовались статистические данные по состоянию на 1 января 2019 года.

Вся лента