Добавленная стоимость

«Стиль Инициативы» об итогах 2019 года

Меньше чем за десять лет понимание того, что такое корпоративная благотворительность, меценатство, социальная ответственность, корпоративная защита, стало массовым, а для некоторых компаний — и вовсе святой обязанностью. Будь ты глобальная корпорация или маленькое предприятие, сегодня ты обязан ввести в свой лексикон слова recycle («переработка») и sustainable («разработанный с учетом требований и норм экологии»), должен помнить о культурных различиях и помогать молодым художникам (нужное подчеркнуть). И люкс не исключение. Если раньше продавец роскоши не стеснялся сообщать, что сжигает непроданный товар, чтобы не устраивать распродажу, то сейчас после такого заявления можно попрощаться с деловой репутацией.

Приз премии «Коммерсантъ. Инициативы», созданный компанией Epic Jewellery

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Проект «Инициативы» развивается уже несколько лет — в свое время он стал первым на медиарынке. И уже второй год присуждается премия «Коммерсантъ. Инициативы» за главные достижения брендов, компаний и отдельных предпринимателей в области культуры, экологии, благотворительности и социальной ответственности. В этом году 21 журавль-оригами из чистого серебра, созданный для премии российско-гонконгским брендом Epic Jewellery, мы вручили 21 ноября на исторической сцене московского театра «Современник»..

Основатель фонда и галереи Ruarts Марианна Сардарова и соучредитель проекта «Гуманитарная инициатива "Аврора"» Рубен Варданян

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Среди лауреатов были такие гиганты, как ОМК, Procter & Gamble и KLM. Мы отметили личный вклад Рубена Варданяна, Марианны Сардаровой и Владислава Тетюхина. И конечно, наградили проекты люксовых брендов — те, что жюри «Коммерсанта» и наши читатели (а призы вручаются в том числе в категории «Выбор читателей») сочли самыми интересными и важными в 2019 году. Вот три лауреата премии

Социальная ответственность: Gucci

Намек на блекфейс (blackface), то есть оскорбительный для чернокожих театральный грим американских комиков 1840–1960-х, в товарах Prada, Kate Spade и Gucci усмотрели общественные активисты. Но если первые два бренда ограничились извинениями и снятием продукции с полок, то в Gucci решили не просто рассказать, что на создание водолазки-балаклавы Алессандро Микеле вдохновил образ Ли Бауэри, а никак не оскорбительные шутки белых над черными, но и изменить мир. Проект назвали Gucci Changemakers, и его география уже включает США и страны Африки (а скоро к нему присоединятся и азиатские государства). «Мода создана не для того, чтобы обижать народы или культуры. Где-то за неделю до этой истории (блекфейс-скандала.— «Коммерсантъ. Стиль») у нас было собрание в головном офисе. По иронии, мы как раз обсуждали разнообразие культур, инклюзивные программы. Мы задумали проект до этой ситуации, а она стала тем поворотным моментом, после которого мы должны были приступить к его реализации, получив тем самым еще и преимущество перед конкурентами»,— рассказал глава Gucci Марко Биццари на апрельском саммите Conde Nast в ЮАР.

Дэппер Дэн и креативный директор Gucci Алессандро Микеле с моделями, снимавшимися для проекта Gucci Changemakers

Фото: предоставлено Gucci

Начало проекту положило создание комитета, в который вошли афроамериканцы, являющиеся сотрудниками и держателями акций компании, и тут заметную роль сыграл друг марки Дэппер Дэн. Следующим шагом стало расширение дизайн-отдела — на работу наняли представителей разных культур и рас, так планируют действовать и в других подразделениях. Одна из составляющих проекта образовательно-просветительская — дать сотрудникам знания о разных культурах. Также учредили гранты для молодых талантов из разных этнических и социальных групп на общую сумму $1,5 млн, которые планируют выдавать ежегодно. Еще одна часть Gucci Changemakers — волонтерство: сотрудники отныне должны работать с местными этническими и культурными меньшинствами.

Культура: Fondation Louis Vuitton

Группа LVMH и Бернар Арно лично в числе главных меценатов Франции.

От идеи до появления фонда прошел не один год: строительство в Булонском лесу началось в 2008-м и длилось целых шесть лет. За архитектуру отвечал Фрэнк Гери. «Это самое сложное здание, которое я когда-либо строил»,— говорил потом архитектор. Речь шла, видимо, и о сложности затеи (задумали здание-корабль), и о жестких условиях работ. Ведь в Булонском лесу строительство на новых территориях запрещено, и весь полет фантазии Гери должен был уместиться в габариты здания боулинга, на месте которого возводили фонд.

Здание Fondation Louis Vuitton в Париже, архитектор Фрэнк Гери

Фото: Fondation Louis Vuitton

Fondation Louis Vuitton, которому в уходящем году исполнилось пять лет, сразу стал куда большим, чем просто частный фонд. Выставку коллекции Щукина в 2016–2017 годах посетило более 1,2 млн человек (экспозиция стала самой успешной во Франции за 50 лет).

Экология: Adidas

Выпуск одежды и аксессуаров из переработанного пластика становится трендом. Только в этом году Prada запустили проект Re-Nylon — фирменные нейлоновые сумки теперь будут выпускать из материала Econyl, который изготовлен посредством вторичной переработки и очистки пластикового океанического мусора, использованных рыболовных сетей, а также отходов производства текстильных волокон. Еще раньше Breitling представил модель Superocean Heritage Ocean Conservancy, ремешок которой сделан из того же Econyl, а другой часовой бренд, Panerai, запустил Submersible Oceans Saving. Ремешки модели выполнены из переработанного PET-пластика (на изготовление одного ремешка уходит три пластиковые бутылки), а корпус часов — из переработанного титана (EcoTitanium). И тремя названными перечень подобных проектов не ограничивается.

Кроссовки Adidas x Parley

Фото: Adidas

Adidas был в числе пионеров такой переработки. Еще в 2015 году бренд объявил о создании прототипа напечатанных на 3D-принтере кроссовок с применением материалов из переработанного пластикового мусора, выловленного в Мировом океане. Партнером проекта тогда стала природоохранная организация Parley for the Oceans.

Кроссовки, спустя два года запущенные в продажу, были сделаны из переработанного пластика (11 бутылок уходит на верхнюю часть) и полиэстера, главным образом полученного в результате переработки отслуживших рыболовных сетей (нижняя часть).

В июне, представляя новую модель кроссовок в коллекции Adidas X Parley, компания рассказала об успехах: к тому моменту уже было продано более 1 млн пар таких кроссовок. Действительно значительный вклад.

Анна Минакова, Александр Щуренков

Вся лента