Весь мир для одной сумки

Марина Прохорова о Dior Lady Art № 4

В очередной раз Christian Dior выпускает лимитированную серию самых знаменитых сумок Lady Dior в вариациях, созданных известными художниками,— на этот раз над ними работали 11 художников со всего мира. Проект стартует 17 декабря, в Москву приедет 40 сумок.

Созданная в 1993 году Джанфранко Ферре сумка Lady Dior имеет замечательную форму — строгую, лаконичную и архитектурно объемную. И изменять эту форму, и накладывать на нее декор чрезвычайно интересно, а результат получается очень эффектным. Ну и, конечно же, сумки из проекта Dior Lady Art — отличный предмет коллекционирования, одновременно и предмет искусства, и модный аксессуар.

Радикально переосмыслила Lady Dior французская художница Маргерит Юмо, являющаяся к тому же специалисткой по палеонтологии. Она полностью изменила четкую архитектурную структуру сумки, сделав из нее подобие то ли замерзшего прибоя, то ли доисторической окаменелости, явно бывшей когда-то органикой. В складках объемной сумки можно угадать буквы DIOR. Модель белого цвета создана Маргерит Юмо на 3D-принтере.

С новейшими технологиями работает и японский скульптор Кохэй Нава, в 2011 году уже участвовавший в проекте: тогда его сумка якобы состояла из ледяных кристаллов. На этот раз Кохэй Нава создал своеобразное дополнение к своей работе 2018 года — кинетической установке Biomatrix. Идея заключается в имитации бурлящей магмы — что, по мнению скульптора, символизирует естественные циклы жизни. Ячейки из поливинилхлорида заполнены гелем серебряного и кроваво-красного цветов, и композиция меняет цвет в зависимости от температуры и света. Результат необычайно эффектен.

Родоначальник китайской концептуальной живописи Ван Гуаньи работает с арт-объектами, состоящими из многих слоев по-разному окрашенного материала. Его сумки для проекта Dior Lady Art вдохновлены его же серией работ под названием Coffin Paint — «Гробовая краска». Его сумки в рельефных, слоистых разноцветных неровных полосках должны символизировать морскую волну, буддийский символ жизни и смерти, и выглядят при этом очень жизнерадостно. Сумки на прозрачных ручках из поливинилхлорида сделаны из слоев глянцевой тонкой кожи.

Остальные сумки из проекта Dior Lady Art № 4 более традиционны, но не менее впечатляющи. Родившаяся в Индии и живущая в США художница и скульпторша Рина Банерджи создала нежнейшие сумки с резными деревянными буквами и брелоками DIOR, вышитые шелком и расшитые природными материалами —раковинами, перьями, полудрагоценными камнями. Вышивка символизирует воду и единство всех рек мира и больше всего похожа на классическую мандорлу.

Корейская художница Цзя Ли в своих работах перерабатывает идеи импрессионистов и постимпрессионистов, так что ее варианты сумок Lady Dior выглядят очень по-французски и очень в духе основателя модного дома. Ее две белые и одна черная вариации — это роспись по холсту с деликатной вышивкой бисером. Воздушные изображения роз и нарциссов на одной из сумок дополнены каллиграфической росписью — конечно же, со словом Dior.

Мария Непомусену — бразильская художница, которая принимала участие в посвященной духам Miss Dior парижской выставке 2013 года. Для нынешнего проекта она создала нарядную сумку из ярко-красного бархата с объемной вышивкой жемчугом, кораллами и бисером. Изображение представляет собой растение с пышными фантастическими цветами и плодами на нежном, гибком стебле.

Еще пышней и объемней вышивка на сумках, которые создал Ати-Патра Руга, художник из ЮАР, работающий с символами поп-культуры и национальных ремесел. На его черной сумке вышит жемчугом и кораллами объемный автопортрет, принципиально очищенный от гендерных и расовых признаков. На маленькой синей сумке — оммаж созданному Кристианом Диором в 1945 году платью «Юнона».

Ракиб Шоу родился в Индии и живет в Лондоне. В своих работах он создает вариации воображаемого рая, в котором есть следы мифологии, литературы и изобразительного искусства всех времен и народов. На его сумках для проекта Dior Lady Art изображен идеальный вариант любимого сада Кристиана Диора. На фоне ночного звездного неба цветут магнолии и летают птицы — конечно, райские. Роспись по коже рельефно выделена и украшена золотом с драгоценными камнями.

Художница Микалейн Томас из США в своих работах сосредоточена на афроамериканских корнях современной поп-культуры. Но для проекта Dior Lady Art она нашла источник вдохновения в цикле картин Клода Моне «Кувшинки». В числе прочего и как дань памяти Кристиану Диору, который до того, как стать знаменитым кутюрье, успел побыть галеристом. Поверхность сумки у нее представляет собою сложный и отлично скомпонованный коллаж с вышивкой шелком и бисером, в котором узнаются фрагменты посвященных садам в Живерни работ художника. А буква О в слове Dior превращается в кувшинку.

И наконец, Жуана Вашконселуш — известная португальская скульпторша, чьи работы связаны с проблемами женской идентичности. Вашконселуш известна многим, благодаря фигурам из кружев, скульптурам из столовых приборов и кастрюль, и прежде всего благодаря скандальной версальской люстре, в которой хрустальные висюльки были заменены тампонами. Разумеется, ее вариация сумки Lady Dior далеко не столь эпатажна, но все равно вполне характерна для стилистики художницы, соединяющей в своих работах китч и нежную романтичность. Ее глянцево-черные с красным подбоем сумки украшены красными сердцами. На большой сердце выполнено в форме брелока, на маленькой вышито сверкающими стразами. С одной стороны, это напоминание о другой ее работе, «Сердце Парижа», установленном в районе блошиного рынка Порт-де-Клиньянкур панно с горящими светодиодами. А с другой — память о пристрастии Кристиана Диора к символам, амулетам и талисманам. Конечно же, сердце было для него одним из самых важных знаков.

Вся лента