Современники и потомки о Канкрине

«Нет у нас, во всем государстве, человека способнее Канкрина быть министром финансов». (М. М. Сперанский, 1813)

«Вельможа добрый, благородный,

Ты исполинский труд несешь,

Для пользы царской и народной;

В храм славы бодрственно идешь!»

(М. М. Поднебесный. «Прогулка на выставке российских изделий в Санкт-Петербурге 1833 года», 1833)

«То Канкрин!!! — пришел с алтыном

Из далеких чуждых стран;

Стал России верным сыном,

Понабив себе карман».

(С. А. Соболевский. «Канкриниада», 1839 — ответом на эту эпиграмму стала поданная Канкриным Николаю I записка с перечислением всех полученных от императора денег, земель и имений)

«Достаточно просмотреть последние отчеты русского департамента торговли, чтобы убедиться, что Россия, благодаря принятой ею системе Канкрина, достигла благоденствия и что она гигантскими шагами подвигается как по пути богатства, так и могущества». (Фридрих Лист, 1841)

«Я помню: был старик — высокий, худощавый,

Лик бледный; свод чела разумно-величавый,

Весь лысый; на висках седых волос клочки;

Глаза под зонтиком и темные очки.

Правительственный сан! Огромные заботы.

Согбен под колесом полезной всем работы

Угодничества чужд, он был во весь свой век

Советный муж везде и всюду — человек…»

(В. Г. Бенедиктов. «Он», между 1845 и 1857)

«Имя графа Канкрина пользуется доселе большим уважением; время его управления считается золотым веком русским финансов». (Н. Х. Бунге, 1864)

«Так, однажды передали государю, что Канкрин нажил, разумеется, непозволительным образом, около восьми миллионов денег, хранящихся у него в иностранных банках. Государь при докладе спросил его: — Правда ли, Егор Францевич, что у тебя есть восемь миллионов наличных денег? — Нет, ваше величество, неправда: у меня их четырнадцать в билетах разных банков,— отвечал хладнокровно Канкрин,— если угодно, то я покажу вам, как и составилась эта сумма. В самом деле, на другой день он принес Государю отчет, в котором подробно были означены все денежные награды, данные ему царями, и ежегодные экономические сбережения от получаемого им огромного от казны содержания — итог показывал верно 14 миллионов». («Исторические рассказы и анекдоты», «Русская старина», 1879 — так через 40 лет изменилась история с эпиграммой Соболевского и реакцией на нее Канкрина)

«Граф Канкрин был деловит и умен, но любил поволочиться… В министерстве финансов тогда собралась компания очень больших волокит, и сам министр считался в этой компании не последним. Любовных грешков у графа Канкрина, как у очень умного человека, с очень живою фантазией, было много». (Н. С. Лесков. «Совместители», 1884)

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...