Не отобрать, а защитить

Документ

Провалы в законодательстве, регулирующем работу опеки в России, стали трагическими для многих семей. Исправить дело планируется новыми законопроектами: их — независимо друг от друга — готовят Министерство просвещения и Временная комиссия Совета Федерации по совершенствованию положений Семейного кодекса. «Огоньку» удалось ознакомиться с проектами документов

Сразу оговоримся: оба законопроекта пока дорабатываются, но оценить принципиальные моменты можно уже сейчас. Главный вопрос, как представляется, следующий: удастся ли сделать систему госзащиты детей эффективной или хотя бы безопасной для них самих и их семей? Итак, вот что предлагается коллективами авторов.

1. Проект федерального закона Министерства просвещения о внесении изменений в Семейный кодекс РФ в части совершенствования порядка ограничения, лишения родительских прав и отобрания детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью.


Проблема. Детей отбирают у родителей без суда, используя общую формулировку «угроза жизни и здоровью», под которой сотрудники опеки нередко понимают плохие жилищно-бытовые условия.

Решение. Жуткий термин «отобрание» выводится из употребления, появляется формулировка «незамедлительное перемещение».

Уточняется понятие «угроза жизни и здоровью». Под таковым понимается: «жестокое обращение с ребенком, в том числе осуществление физического или психического насилия над ним либо покушение на его половую неприкосновенность. Нахождение родителей или опекунов в состоянии опьянения тяжелой степени».

Органы опеки должны будут фиксировать с помощью фото или видео то, что они сочли опасной ситуацией для ребенка.

Исчезает также норма о лишении родительских прав в течение недели. Суд может отменить решение опеки о перемещении и вернуть ребенка родителям очень быстро. В течение суток опека должна предоставить в суд заявление о перемещении ребенка с «мотивированным заключением о его необходимости». Суд в трехдневный срок должен либо одобрить «перемещение», либо отказать в удовлетворении заявления. После этого ребенка обязаны немедленно вернуть родителям.


Проблема. Возвращение ребенка в семью после «отобрания» никак законодательно не оговаривается.

Решение. Если суд все-таки одобрил заявление опеки о перемещении, некий уполномоченный не названный орган обязан в течение 60 дней после этого оказывать родителям содействие в предоставлении медицинской, педагогической, юридической, социальной помощи, направленной на возвращение им ребенка. И если причины «перемещения» за 60 дней будут устранены, опека обращается в суд с иском о возвращении ребенка.


Проблема. Детей после «отобрания» без суда помещают в инфекционное отделение больницы с целью выявления возможных заболеваний, а после этого в детский дом.

Решение. Перемещать ребенка предлагается не в детский дом, а сначала родственникам, в приемную или патронатную семью. Братьев и сестер разлучать запрещается.


Проблема. У сотрудников органов опеки отсутствуют профессиональные знания для работы с семьей.

Решение. Органы опеки, выходя в семью, смогут привлекать для оценки ситуации психологов, медицинских работников, педагогов.


Проблема. Детей забирают из семей по актам о безнадзорности.

Решение. Не предлагается.


Проблема. Необходимо системное обучение сотрудников органов опеки.

Решение. Не предлагается.


Проблема. Отсутствует единое вертикальное подчинение органов опеки.

Решение. Не предлагается.


2. Пакет поправок в Семейный, Гражданский, Административный и Уголовный кодексы, подготовленный Временной комиссией Совета Федерации по совершенствованию положений Семейного кодекса.


Проблема. Детей отбирают у родителей без суда, используя общую формулировку «угроза жизни и здоровью», под которой сотрудники опеки нередко понимают плохие жилищно-бытовые условия.

Решение. Механизм «отобрания» (термин сохраняется) ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка предлагается заменить механизмом защиты прав ребенка. В некоторых случаях предлагается изымать из семьи не ребенка, а непосредственно то лицо, от которого может исходить угроза, подвергая это лицо административному задержанию (речь, например, о родственниках в состоянии сильного алкогольного опьянения). Разрабатывается перечень конкретных обстоятельств, свидетельствующих о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка.

Предлагается также ввести меры административной и уголовной ответственности для органов опеки и сотрудников полиции за незаконное изъятие ребенка и заведомо ложное сообщение об угрозе жизни и здоровью ребенка.


Проблема. Возвращение ребенка в семью после «отобрания» никак законодательно не оговаривается.

Решение. Готовятся поправки, регулирующие возврат ребенка родителям, если угроза его жизни и здоровью устранена.


Проблема. Детей после «отобрания» без суда помещают в инфекционное отделение больницы с целью выявления возможных заболеваний, а после этого в детский дом.

Решение. Ребенка предлагается передавать родственникам — тем, от которых не исходит угроза. Если таковых нет, ребенок направляется в центр социальной реабилитации.


Проблема. У сотрудников органов опеки отсутствуют профессиональные знания для работы с семьей.

Решение. Не предлагается.


Проблема. Детей забирают из семей по актам о безнадзорности.

Решение. Предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ограничив его действия только тем, что связано с противоправным поведением. Во всех других случаях полиция не имеет права вмешиваться.


Проблема. Необходимо системное обучение сотрудников органов опеки.

Решение. Не предлагается.


Проблема. Отсутствие вертикального подчинения органов опеки.

Решение. Не предлагается.

P.S. Повторимся: этот перечень инициатив — промежуточный. В каком именно виде законопроекты Минпросвещения и Временной комиссии Совета Федерации будут представлены законодателям, станет ясно уже в скором времени. Тем более что звучат и иные инициативы — например, передачи ряда функций опеки, для которых требуются специальные знания в психолого-педагогической и социально-медицинской сферах, иным организациям — образовательным, медицинским, оказывающим социальные услуги. Без сомнения, важны и те аспекты, которые на данном этапе остались за бортом обеих инициатив: отсутствие стройной системы подчинения органов опеки, мизерной оплаты труда их сотрудников. «В дом должен приходить человек, у которого главная задача — сохранить семью,— подчеркивает Александр Гезалов, член Совета по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, при Министерстве просвещения РФ.— Увы, сейчас органы опеки уже привыкли действовать вне законодательных норм, исходя из собственных представлений и некого эмоционального восприятия».

Вся лента