Цена вопроса

Главный аналитик РАЭК Карен Казарян о том, что представляет собой система DPI

Если принятие «пакета Яровой» в свое время сопровождалось ожесточенными спорами о том, сколько он потребует средств, то по проекту «суверенного рунета», несмотря на возмутительное отсутствие финансово-экономического обоснования, оценок было куда меньше. Причина проста — огромная вилка в зависимости от требований, которые будут позже заявлены в подзаконных актах. И все же попробуем оценить хотя бы разовые затраты, без учета расходов на поддержание и модернизацию или устранение неполадок.

Фото: фото из личного аккаунта facebook.com

Бюджетные расходы на оборудование в рамках закона можно условно разделить на две части. Первая — деятельность центра мониторинга и осуществление централизованного управления в случае ЧС. Это пограничные контроллеры, маршрутизаторы и другое оборудование. С учетом количества операторов связи в стране это обойдется в 20–30 млрд руб., не считая возможного роста цен из-за требований к российскому происхождению и коррупционной составляющей. Почти та самая сумма, которую озвучивал сенатор Андрей Клишас.

Вторая часть — это оборудование для фильтрации трафика. И вот тут расходы могут отличаться в десятки раз. Порядка 10 млрд руб. потребуется на установку оборудования у всех операторов связи только в минимальном варианте — «для отчетности». Но дело в том, что у многих закрепилось неправильное понимание того, что представляет собой система DPI и как она работает. В большинстве случаев через нее не проходит трафик непосредственно — это требует огромных вычислительных мощностей и очень сильно замедляет работу сети. Поэтому пользователь получает трафик без замедлений, а на DPI трафик просто зеркалируется и анализируется в отдельном потоке, после чего на основе результата принимается решение, например, о блокировке. Если же читать закон буквально, то через предполагаемые устройства должен проходить весь трафик вообще. Таким образом, устройство DPI становится точкой отказа — если оно выходит из строя или работает в нештатном режиме, работоспособность сети падает.

Нужно также понимать, что чем больше задач вы навешиваете на устройство DPI, тем хуже оно с ними справляется. То есть технические характеристики оборудования по паспорту могут и должны обеспечивать возможность анализа всего трафика данных онлайн или в близком режиме, но вряд ли в режиме фильтрации всех обширных черных списков Роскомнадзора (особенно учитывая регулярные ошибки в их поддержании). Если важно, чтобы это не влияло серьезно на производительность сети, такое оборудование и вовсе пока существует в основном в теории.

Каковы могут быть реальные расходы на подобное оборудование, если считать, что отечественные умельцы смогут его создать? Учитывая общее число российских операторов сетей передачи данных (более 7,5 тыс.), размеры абонентской базы и архитектуру сетей крупных операторов («Ростелекома», МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона»), очевидно, что совокупное число мест установки оборудования DPI в России будет превышать 10 тыс. Соответственно, только затраты на его закупку составят не менее $1 млрд. Это без расходов на поддержание и модернизацию всего этого хозяйства, а с учетом темпов роста трафика и грядущего внедрения 5G полная модернизация может потребоваться уже через два-три года эксплуатации.

Исходя из этого, все более вероятным выглядит вариант повторения истории с подзаконными актами к «пакету Яровой»: итоговые требования будут значительно отличаться от положений закона.

Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций

Вся лента