«Все, однако, согласились с тем, что в живописи видна рука Леонардо»

Дмитрий Буткевич — о картине «Сальватр Мунди» да Винчи

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает, как устанавливали подлинность и авторство полотна «Спаситель мира».

Фото: Kirsty Wigglesworth, File, AP

Думаю, разговоры о самой дорогой в мире картине долго еще не стихнут. Вот сейчас она пропала, и уже восемь месяцев найти ее не могут. Когда найдут, возникнет новый виток рассуждений. А пока на прошлой неделе в Великобритании вышла в свет книга исследователя Бена Льюиса под названием «Последний Леонардо». Об этом пишет сайт Artchive.ru.

В своем произведении Льюис описывает детали появления на публике в 20011-12 годах дубовой панели, написанной около 1500 года, размером 65,7 на 45,7 см. Итак, лондонская Национальная галерея готовила тогда большую ретроспективу Леонардо да Винчи. Кураторы решили, что стоит попробовать включить в проект вновь обнаруженный шедевр, «поскольку это давало важную возможность проверить новую атрибуцию, напрямую сравнив панель с известными работами Леонардо». Незадолго до этого, в 2008 году, в поле зрения экспертов попал «Сальватор Мунди» («Спаситель мира»). Процедуру определения авторства проводили эксперты, которыми руководил Люк Сиссон, глава департамента итальянской живописи до 1600 года и куратор выставки Леонардо.

По сведениям Льюиса, в мае 2008-го картину показали пяти ведущим экспертам по творчеству да Винчи. В результате исследований голоса разделились. Двое были «за» признание авторства великого флорентийца, один — «против», двое воздержались. Все, однако, согласились с тем, что в живописи видна рука Леонардо: в хрустальной сфере, в золотой вышивке и особенно в руке, поднятой в благословении. Большинство признало, что авторство лица «Спасителя» не подлежит идентификации, так как было слишком сильно повреждено.

Надо признать, что если исходить из принципа демократического централизма, как нас учили в советской юности, вещь была признана оригинальной. Хотя консенсус, который сейчас считается основополагающим принципом принятия решений, достигнут не был. Тем не менее, на выставке панель побывала, а дом Christie`s в ноябре 2017-го перед продажей лота в каталоге говорил именно о «широком консенсусе специалистов».

Думаю, что эта история бесконечна. Сейчас просто хотелось бы найти доску.

Вся лента