Москва переживает культурный ажиотаж

Чем объясняется высокий спрос на билеты на выставку Мунка

Билеты на выставку Мунка в Третьяковке раскупили на неделю вперед. Крупнейшая экспозиция норвежского экспрессиониста открылась 17 апреля в корпусе Третьяковки на Лаврушинском переулке. Билеты начали продавать за несколько дней до открытия. Их раскупили сразу. Мунк — не первый художник, вызывающий у москвичей такой интерес. В марте в Третьяковке открылась выставка Репина, на которой тоже был аншлаг. С чем связан музейный ажиотаж в Москве? Об этом — Мария Погребняк.

Фото: National Gallery, Oslo, Norway

Картина Мунка «Крик» — одно из самых узнаваемых живописных полотен после «Моны Лизы» и рекордсмен по количеству мемов, как символ крайней степени ужаса и фрустрации. «Крик» — визитная карточка экспрессионизма, а также мощное пророчество: работа предвосхитила мотивы отчаяния и одиночества в искусстве XX века. В Третьяковке можно увидеть одну из четырех версий «Крика» и еще порядка 120 работ норвежца. Это самая большая выездная выставка Мунка в истории. К ней готовились шесть лет, в частности, долгого согласования с Музеем Мунка в Осло потребовали многочисленные детали. И на открытии экспозиции в Москве было не пробиться, рассказала посетительница Дарья Лабутина: «В первый день работы выставки людей было много, но не так чтобы совсем ничего из работ не было видно. Запрещают фотографироваться на фоне полотен, делать селфи или групповые фото. Я была свидетелем того, как нескольких человек по этому поводу отругали».

Билеты можно купить онлайн и в кассах, если есть места на ближайший сеанс, на выставку пускают по расписанию. В интернете ближайшая свободная дата — 30 апреля. До выставки в Третьяковке Мунка привозили в Россию всего трижды — в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. В этот раз упор сделали на связь норвежца с Федором Достоевским: писатель довольно сильно повлиял на мировоззрение и образное мышление экспрессиониста.

Работ Мунка не было в России 40 лет, и за это время интерес к его творчеству серьезно вырос, полагает искусствовед Андрей Ерофеев: «Экспрессионизм — это искусство переживания крайних человеческих состояний, искусство предельно экзистенциальное, когда человек выходит на те точки жизни, которые являются для него пиковыми. В русском искусстве этот жанр очень редко представлен, потому что наши художники часто посвящали свои работы социальным проблемам, отношениям с властью.

Эта выставка будет чрезвычайно интересна русской публике именно в силу необычности стиля».

Меры безопасности в Третьяковке теперь усилены, после истории с кражей картины Куинджи. Возле главного шедевра — «Крика» — дежурит сотрудник Росгвардии. Кроме того, правоохранители есть во всех залах, где проходит выставка. Музеи в последнее время не раз оказывались в центре внимания: например, в марте московский художник-акционист прогулялся в одном белье по Третьяковке.

Скандалы только подогревают интерес к искусству, ведь на открытии выставки Репина тоже была толпа. Кроме того, походы в музей сейчас в моде, отмечает гендиректор компании ARTInvestment Константин Бабулин: «Мунк — это просто одно из самых громких имен, и, кроме того, сейчас случился ряд скандалов, связанных с темой выставок, и все играет в одну сторону. Тут есть, конечно, события и со знаком минус, но они громкие, привлекают внимание и вызывают интерес у публики. Это общий тренд, который не только у нас в стране наблюдается. Он нами был отмечен в Европе уже, наверное, с десяток лет назад».

Кстати, директор музея Мунка в Осло Стейн Улаф Хенриксен рассказал, что похищение картины Архипа Куинджи не повлияло на их решение выставить работы в Третьяковке. По его словам, он уверен в высоком уровне безопасности в галерее.

Вход на выставку Мунка стоит 600 руб. Посмотреть на картины норвежца можно до 14 июля.

Вся лента