«На горизонте инвестиция оказалась чрезвычайно выгодной»

Юрий Митин — о Naspers и Tencent

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Митин рассказывает о том, как медиа-компания Naspers проинвестировала малоизвестный китайский стартап, который потом превратился в бизнес-империю.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

Эта история началась в 1997 году в Южной Африке. Маркетолог Коос Беккер стал генеральным директором компании Nasionle Pers. Позже ее переименовали в Naspers. Компания появилась более 100 лет назад как издательство газет и журналов. К началу 2000-х издательство превратилась в большую медиа-компанию.

При Беккере Naspers начала инвестировать в интернет и новые технологии. Главным успехом компании стал 2001 год, когда Naspers проинвестировала $34 млн в малоизвестный китайский стартап Tencent, который работал над своим первым приложением — мессенджером QQ. По итогам сделки Naspers получил 46,5% акций убыточного на тот момент бизнеса.

За 20 лет Tencent превратилась из скромного разработчика мессенджеров в огромную бизнес-империю, диктующую свои условия всему китайскому рынку. Сейчас у инвестиционной корпорации, самые разные сферы медиа-бизнеса: от компьютерных игр до мобильных приложений, музыки и социальных сетей.

Главный актив Tencent на сегодняшний день — крупнейший в Китае мессенджер WeChat, число активных пользователей которого перевалило за 1 млрд человек.

Финансовые результаты

Рыночная капитализация Tencent, которая торгуется на Гонконгской бирже, сегодня составляет более $470 млрд и превышает капитализацию Naspers. Для сравнения, капитализация Facebook чуть более $500 млрд.

На горизонте 20 лет инвестиция Naspers оказалась чрезвычайно выгодной. В последние годы компания продала часть своих акций, однако сегодня купленная ими доля Tencent составляла бы $220 млрд. Средства, вложенные в 2001 году, через 17 лет принесли сотни тысяч процентов прибыли.

Вся лента