Sela меняет одежду на корзину

Ритейлер хочет запустить магазины новых форматов

Владельцы одной из старейших в России сетей одежды Sela пытаются найти способ преодолеть стагнацию на этом рынке. В компании планируют удвоить оборот с текущих 5,5 млрд руб., превратив сеть в «корзину брендов», в частности, запустив магазины нижнего белья и товаров для дома. На проекты Sela хочет привлечь 1,3 млрд руб., но найти инвесторов может быть непросто из-за неясной оценки компании и сомнительных перспектив развития бизнеса.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

О планах Sela по диверсификации бизнеса “Ъ” рассказал основатель, президент и основной владелец компании Борис Остроброд. По его словам, Sela планирует открыть магазины товаров для дома Sela Home, точки по продаже нижнего белья Sela Underwear и магазины женской одежды больших размеров. «У нас есть практически 4 млн постоянных клиентов, и мы хотим превратить Sela в корзину брендов»,— объясняет господин Остроброд. Объекты под вывеской Sela Home планируется открывать на площадях 300–400 кв. м. Sela Underwear могут занять до 100 кв. м, возможно — в существующих магазинах сети в формате корнеров. На первом этапе компания намерена открыть минимум четыре магазина Sela Home. Детальные планы на другие форматы в Sela не уточнили.

Sela основана в 1991 году. Сегодня включает более 400 магазинов в России и СНГ. Около 150 объектов находится в собственности, остальные развиваются по франшизе. По оценке Infoline, оборот Sela в 2018 году сократился примерно на 4%, до 5,5 млрд руб. год к году. В 2017 году выручка ООО «Села ритейл» была 5,77 млрд руб., чистая прибыль — 15,55 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).

По оценке Бориса Остроброда, на развитие Sela требуется минимум 1,3 млрд руб. В сумму также входят затраты на реновацию 60 собственных магазинов сети, уточнил он. Как отмечает господин Остроброд, обновление формата позволит увеличить доходность одного магазина на 20%. В целом за счет диверсификации бизнеса Sela рассчитывает удвоить оборот в течение трех лет после запуска магазинов новых форматов, надеется он. Российский fashion-рынок до сих пор не может оправиться после падения рубля в 2014 году. По данным Fashion Consulting Group, в прошлом году его оборот остался на уровне 2,36 трлн руб. на фоне инфляции и падения доходов. По данным Росстата, с начала 2019 года на 11 марта потребительские цены росли на 1,6%. Реальные доходы населения в 2018 году снизились на 0,2%, в январе этого года — на 1,3% в годовом выражении.

Как отмечает ведущий аналитик «Атона» Виктор Дима, диверсификация — стандартная история для этого бизнеса: собственные проекты в сегменте товаров для дома развивают и Zara и H&M. Но, предупреждает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, на рынке огромная конкуренция и Sela вряд ли сможет на нем укрепиться: «Еще пять-шесть лет назад у сети были хорошие позиции и можно было говорить о запуске формата. Сейчас, с учетом агрессивного развития Zara и H&M, перспектива выглядит не очень оптимистичной». Выйти на рынок товаров для дома планировала и Gloria Jeans (см. “Ъ” от 8 февраля 2018 года), но проект так и не был запущен. В компании не ответили на запрос “Ъ”. По оценке Infoline, оборот российского рынка товаров для дома в 2018 году вырос на 4%, примерно до 400 млрд руб. год к году.

По словам Бориса Остроброда, Sela планирует привлечь средства у инвестора в обмен на долю в компании. Речь может идти и о передаче мажоритарного пакета, уточнил он. При этом, продолжает господин Остроброд, партнер должен обладать необходимыми компетенциями для участия в развитии новых направлений бизнеса Sela. Срок возврата инвестиций не превысит трех лет, заявил Борис Остроброд. Другие подробности он раскрывать отказался. Sela вряд ли удастся привлечь непрофильных инвесторов, считает источник “Ъ” в финансовых кругах. «Неясны оценка компании и перспективы выхода из капитала. Потенциал роста бизнеса вне России также сомнителен, а развитие на внутреннем рынке сдерживается падением доходов»,— рассуждает он. Но, продолжает собеседник “Ъ”, не исключено, что Sela заинтересует стратегических инвесторов. В том, что компания сможет привлечь желаемую сумму, сомневается и Михаил Бурмистров. По его оценке, сегодня весь бизнес Sela стоит не более 500 млн руб.

Никита Щуренков, Анатолий Костырев

Вся лента