Всем 40

Депутаты поспорили о бесплатной пересадке в муниципальном транспорте

Пермская мэрия внесла в думу пакет документов в рамках новой транспортной модели. Инициатива предусматривает возможность бесплатно пересесть с одного маршрута на другой в течение 40 минут. Сегодня эта норма действует на электротранспорте. Администрация предлагает постепенно вводить ее на автобусных маршрутах — по мере заключения новых контрактов с автобусными перевозчиками, закончив процесс к августу следующего года. Думский комитет по экономическому развитию поддержал предложения мэрии только в первом чтении — у депутатов возникли вопросы к механизму реализации и расчету времени на бесплатную пересадку.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Администрация Перми внесла на рассмотрение гордумы пакет документов, связанный с перевозками общественным транспортом. Мэрия предлагает ввести возможность бесплатной пересадки между всеми муниципальными маршрутами, а не только в трамваях и троллейбусах, как это предусмотрено сейчас. Замглавы администрации Людмила Гаджиева, выступая на думском комитете по экономическому развитию, напомнила, что мэрия готовится к внедрению новой транспортной модели. Модель, в частности, предполагает переход на контракты с перевозчиками, по которым выручка от продажи билетов будет перечисляться напрямую в бюджет. «Один из элементов новой модели — бесплатная пересадка с одного вида транспорта на другой, поэтому сейчас выходим с этим пакетом документов»,— пояснила госпожа Гаджиева.

Речь идет о том, что с момента первой посадки в течение 40 минут пассажир может пересесть на другой маршрут без дополнительной платы. В этом году такая возможность, помимо электротранспорта, будет организована на 11 автобусных маршрутах, которые переходят на новые контракты. По мере заключения новых контрактов с перевозчиками мэрия намерена распространить инициативу на все муниципальные маршруты к 1 августа 2020 года. «Мы считаем, что возможность бесплатной пересадки повысит удобство пользования общественным транспортом, сократит расходы жителей на оплату проезда и обеспечит преимущество использования общественного транспорта перед личным»,— добавила Людмила Гаджиева. По прогнозам администрации, при введении бесплатной пересадки пассажиропоток увеличится более чем на 7%.

Инициатива мэрии вызвала множество вопросов у депутатов. «Складывается ощущение, что мы принимаем какие-то разрозненные решения, нет комплексного подхода. Для чего мы эти изменения вводим? Почему 40 минут? Если речь о безопасности, то, наверное, не совсем корректно говорить об этом. Да, мы исключаем соревнование между перевозчиками на автобусах, но люди будут стараться за 40 минут как можно быстрее пересесть, начнут бегать, а с учетом гололеда не дай бог какие-то травмы»,— начала перечислять свои сомнения депутат Вероника Куликова.

Людмила Гаджиева уточнила, что разработчиком новой маршрутной сети является компания «Радар», по чьим расчетам среднее время, необходимое для пересадки с одного транспорта на другой, составляет примерно 37 минут. Муниципалитет округлил эту цифру до 40.

«Почему 40 минут? Я слышал про „Радар“ и исследования, но не верю, что за 40 минут можно добраться из Крыма, например, до Кислотного. У нас есть маршруты, которые больше часа длятся»,— продолжил тему председатель думского комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе.

«Можно обсуждать, но все заканчивается экономикой. Можно сделать пересадку и в течение 80 минут, но кассовый разрыв упадет на бюджет города. Мы в рамках тарифного меню обсуждали разные варианты. Например, в течение 40 минут бесплатно, а в течение 80 минут можно предложить три поездки по цене двух»,— заявила Людмила Гаджиева.

Депутат Сергей Богуславский поинтересовался, как будет решаться вопрос с теми перевозчиками, у которых есть действующие контракты по старой схеме: «Надо будет вносить изменения в контракты. Понятна ли процедура? Они же на конкурсе выбирались. И как мы будем компенсировать убытки тем перевозчикам, которые будут перевозить людей после пересадки?». Людмила Гаджиева подчеркнула, что переход на новую модель будет происходить постепенно. С 1 мая начнут действовать 11 автобусных маршрутов (№ 3, 7, 9, 11, 23, 34, 36, 37, 46, 60, 62), по которым заканчиваются старые контракты, и мэрия сейчас их выставляет на торги по новым правилам. Именно на этих маршрутах, а также электротранспорте станет возможна бесплатная пересадка. По мере заключения новых договоров с перевозчиками список маршрутов с возможностью бесплатной пересадки будет расширяться.

«Возникнет период, в рамках которого на части маршрутов можно будет пересаживаться, а на части нет? А мы людям сможем это объяснить? Нет ли смысла ввести с августа 2020 года на всех или двух-трех маршрутах в пилотном режиме?» — предложил Сергей Богуславский.

Людмила Гаджиева отметила, что отработка новой модели и так идет в пилотном режиме.

«Сейчас фактически принимаем решение о том, что пересадка становится бесплатной. В других городах она не бесплатная. Мы же хотим гибкое тарифное меню, а таким решением можем не оставить пространства для определения этого меню. Это рубикон, который мы хотим перейти. Надо об этом серьезно подумать»,— предостерег господин Богуславский.

Депутаты поддержали предложения, внесенные мэрией, в первом чтении и предложили создать рабочую группу для подготовки документов в окончательном варианте. Инициативу администрации на этой неделе также будет рассматривать головной комитет по городскому хозяйству.

Светлана Быкова

Вся лента