Пластмассовая жизнь

Что такое осознанное потребление

Осознанные потребители уверены: после нас должны оставаться приятные воспоминания и добрые дела, но не горы мусора. В преддверии X международного форума «Экология», который пройдет в Москве 25 и 26 марта, «Коммерсантъ Стиль» разбирается, легко ли быть «в сознании» в России, почему пластиковый пакет не так страшен и где грань между экоактивизмом и неврозом.

Фото: Getty Images

Спасти Планету, а заодно себя от мусора, лишних покупок и силиконовых праймеров кажется миссией, не выполнимой даже для Тома Круза. Особенно если дело происходит на отдельной территории, где Москва — столица. Хорошо, что сегодня там, где не справится спецагент, за дело берутся экоактивисты. Автор книги «Дом без отходов» Беа Джонсон возглавила движение Zero Waste («Ноль отходов») и придумала правило «пяти R».

Refuse — отказаться от ненужного. Для кофе хорошо бы носить свою термокружку, а за продуктами ходить с авоськой, а не пластиковым пакетом.

Reduce — сократить нужное, то есть покупать меньше одежды, вещей и косметики и дарить не их, а впечатления вроде кулинарного мастер-класса или электронных билетов в театр.

Reuse — повторно использовать все, что можно. Если проявить фантазию и навыки шитья, из старого платья получится новая сумка.

Recycle — перерабатывать то, что уже не используете. Сортировка мусора в помощь.

Rot — отправлять в компостную кучу оставшееся. Компост. В Москве. В марте. Это не единственная сложность жизни в стиле эко-френдли. Тем более компостирование как технология переработки отходов у нас не применяется. И достигшему осознанности аборигену остается следовать теории малых дел и решать проблемы самому. Если отказаться от коктейльных трубочек из пластика легче, чем от кожаной сумки — лучше сделать что-то, чем ничего.

Выйти в ноль

Сложнее всего с мусором. В России налаженной системы утилизации биоразлагаемых материалов нет: пластик с маркировкой recycle у нас не перерабатывают, стекло и керамику тоже. Ради классных бумажных пакетов вырубают леса, да и воды для их производства уходит больше, чем на «немодные» аналоги из полиэтилена. Для решения этой задачи в Европе и США плодятся магазины с товарами без упаковки. Например, молоко и жидкость для мытья посуды продаются в разлив. Таких магазинов в мире около трех сотен, в России — всего шесть.

Загляните дома в ведро. Допустим, в нем оказалась банановая кожура, недоеденная лазанья, старый журнал, разбитая тарелка, пластиковая бутылка из-под йогурта, жестяная банка от кошачьих консервов и пара батареек. Теперь представьте, что все это необходимо разделить на несколько пакетов (конечно, из перерабатываемых материалов) и сдать в разные пункты приема бытовых отходов. Не факт, что все они есть рядом с вашим домом. Не факт, что у вас есть машина (выхлопные газы отравляют атмосферу, да). Зато у вас есть работа допоздна и три минуты в день свободного времени на себя. Вопрос: есть ли вам дело до сортировки мусора? Если ответ положительный — ориентируйтесь по карте на пункты приема в своем городе.

Осознанный образ жизни сводится не только к образцово-показательной свалке. Даже если решить глобальную проблему утилизации, останется личная проблема потребления.

Избавиться от лишнего предлагают все больше брендов — достаточно принести им старую рубашку или свитер. А покупать одежду стало сложнее, чем раньше. Выбор теперь не только в пределах цвета, размера и силуэта. Cледуя принципам sustainable fashion (этичного модного производства), необходимо убедиться, что фабрика не использует детский труд, и выяснить состав изделия. Выяснили: в новую картину мира укладываются только органические материалы. Кажется, проще ничего не покупать, к чему и стремятся осознанные люди. Компромисс — следить за рейтингами ответственных брендов и не огорчаться, если среди них нет любимых. Другой вариант обновить гардероб — раздобыть подержанную вещь в секонд-хенде, на гараж-сейле или своп-вечеринке. Последнюю легко устроить самому, пригласив друзей на чашку чая и обмен ненужными предметами гардероба.

Фото: Getty Images

Есть и хорошие новости: с косметикой проще всего. Пока Беа Джонсон чистит зубы содой, использует какао вместо румян, а глаза подводит углем, эрудированные «зеленые» покупатели ориентируются на маркировки organic и vegan. Сегодня в распоряжении таких брендов есть и растительные пептиды и безвредные для мирового океана блестки.

Наверное, основная проблема неохотного принятия и насмешек над осознанным образом жизни в России не в трудностях координации (хотя иногда кажется, что легче стать праноедом-нудистом). А в том, что он почти копирует советские реалии. Текстильные носовые платки, «пакет для пакетов» и выкройки из журнала «Работница» вместо фаст-фэшн — вот они, те самые «R». И все же истинная осознанность не в том, чтобы возделывать собственный огород и использовать кокосовое масло для кожи, волос, выпечки и обуви в придачу. А в простой максиме: счастье — понятие не материальное. Потому что поводов заработать нервный срыв в этом четырежды безумном, как фильм Стэнли Крамера, мире, хватает и без мучительного выбора между норковой и экошубой.

Словарь осознанного потребителя:

Апсайклинг — умение делать из старой вещи новую с другим функционалом. Например, из винных бутылок изготавливают подсвечники, а из вилок гнут крючки.

Водный след — объем воды, использованной и загрязненной человеком или предприятием.

Гринвошинг — ложное позиционирование товара, как экологичного.

Ресейл — комиссионные магазины (в основном, оналайн), где можно перепродать что-нибудь ненужное.

Фриганизм — употребление просроченных или выброшенных продуктов питания (не советуем).

Фудшеринг — по большей части благотворительная инициатива: магазины, овощебазы, пекарни отдают свежие продукты с легким браком (вчерашних хлеб, подгнившие фрукты) тем, кто готов их съесть. Готовы?

Ирина Кузьмичева

Вся лента