«Халява, приходи!»

Чему учат ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Маша Трауб

Все выучить или все понять? Или просто загадать, чтобы попался «хороший» вопрос?

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Имеют ли школьные экзамены отношение к реальной жизни

ЕГЭ — не единственный ответственный школьный экзамен. Пока будущие выпускники выходят на финишную прямую подготовки, девятиклассники сдают ОГЭ, а семиклассники мучительно определяются с ориентацией. Уже сейчас — в марте — апреле — они должны выбрать профиль, по которому будут учиться еще четыре года, и сдают соответствующие экзамены. Четвероклассники тоже не расслабляются — проходят испытания по всем предметам, считающимся переводными в 5-й класс.

С семиклассниками, с одной стороны, проще, профиль можно и сменить при желании. С другой — именно в этот период случаются первые серьезные конфликты родителей и детей. Я в местном магазине столкнулась с мамой одноклассницы моей дочери. Ее старшая дочь как раз выбирает профиль — гуманитарный, химико-биологический или физико-математический. Дочка выбрала гуманитарный. Мама хочет, чтобы дочь сдала на физмат, считающийся самым сильным. Дочь же объявила, что тогда пойдет на химбио и станет медсестрой, о чем, кстати, всегда мечтала. Пойти по стопам бабушки. Да, обычной медсестрой, возможно, операционной, но точно не врачом. Мама против и гуманитарного будущего: кому эти филологи-журналисты нужны? У родительницы глаза на мокром месте, дочь уперлась и укрепляется в своем желании пойти на химбио.

Наши четвероклашки уже сдали экзамен по межпредметным навыкам и литературной грамотности. На носу — русский, математика, английский, «окружайка» (это окружающий мир, а не военная подготовка). Пока пришли результаты по «межпредметке», которые проверяются не в школе, а где-то выше. Результаты удивили всех.

Да, дети в день экзамена должны прийти в парадной форме, их ведут в другой, «незнакомый» класс, и они заполняют таблицы под присмотром независимого наблюдателя. Тут уж лотерея — кому как повезет.

Нашему классу не повезло — наблюдательница сидела и даже не выходила. В параллельном классе в качестве наблюдателя сидела наша учительница и чем могла помогала детям. Ответы, конечно, не подсказывала, но из ступора ребенка выводила. Гасила панику, если вдруг кто-то начинал причитать, что ничего не понимает. Так вот по результатам оказалось, что два закоренелых двоечника в классе сдали «межпредметку» на отлично, а две девочки, без пяти минут отличницы, показали «низкий уровень». Моя дочь получила «четыре» и рыдала: она же круглая отличница!

Демоверсии по литературной грамотности я скачала и проходила вместе с дочкой. К литературе и грамотности они не имеют никакого отношения. Требуется, например, подсчитать, сколько заплатит семья из трех человек, если решится пойти в выходной день на экскурсию в планетарий или в зоопарк. Надо отметить правильную диаграмму посещений. Ну и угадать значение слов «всласть» и «раскаяние». Почему угадать? Дочь ответила правильно, выбрав из предложенных вариантов ответов. Но она, когда рассказывала мне про задания — а она запоминает все, включая варианты ответов,— произносила «власть» и «раскаЯние».

В тот же день она принесла в класс новый пенал, подаренный папой. На пенале был нарисован котенок Финдус — главный герой любимых сказок Свена Нурдквиста. Оказалось, что только одна девочка из класса узнала Финдуса. А про Муми-троллей слышало два человека из всего класса. Дочь с папой читают на ночь Жюля Верна, но в классе тоже ни про Жюля, ни про Верна поговорить не с кем, кроме одной девочки. Та самая девочка-одноклассница, которая оценила пенал, знала про семейство Муми-троллей и тоже была измучена дома Жюлем Верном, получила за читательскую грамотность «трояк».

Учительница русского языка из старшей школы сказала, что придет в нашу школу и проведет диктант, обычный диктант, как в старые добрые времена. И именно результаты диктанта представит директору. Учительница математики сказала, что придет и проведет контрольную — обычную контрольную — с задачами на движение, массу, нахождение числа по доле. И именно эта контрольная станет решающей для поступления в 5-й класс. Родители переживают и спрашивают: а если двойка или тройка за «всероссийские проверочные работы» и пять за обычный итоговый диктант, что будет в итоге? Никто не знает.

Сын-первокурсник тоже учел не слишком удачный опыт сдачи первой сессии и готовится к летней. Его сестра стоит рядом и слушает про приметы: если первым сдать и проставить в зачетку физру — считай, сессию завалишь. Очень плохая примета. Если сесть к такому-то преподавателю по правую руку, точно получишь экзамен автоматом. Тем, кто справа, он задает самые простые вопросы, из разряда «какого цвета учебник». Тем, кто сел слева, можно сразу готовиться к пересдаче. Такая вот научная закономерность. Если такому-то преподавателю по русскому языку сразу объявить, что современная мировая культура находится в упадке, прямо в глубоком, глубочайшем, то можно рассчитывать на автомат на экзамене. А перед приходом другого преподавателя, считающегося строгим, стоит закрыть все окна в аудитории, законопатить подручными средствами и глубоко надышать — препод не выносит духоты и сразу уходит в другую, проветренную аудиторию. Я, чтобы повеселить дочь, рассказывала про «пятак», положенный в туфлю, про протирание скульптур на станциях метро и размахивание зачеткой в открытое окно с призывами «Халява, приходи!».

Соседка, у которой дочка сдает в этом году ЕГЭ — мы в лифте столкнулись,— сообщила, что ходит в церковь и заранее ставит свечки, и нам это советует делать, чтобы в 5-й класс перейти. Муж добавил, что лучше не бриться и не вставлять зубы перед важными матчами, как делают хоккеисты.

Дочь слушала и смотрела на нас с жалостью и опаской — родители вместе с братом сошли с ума. После чего заявила, что «стабильность — признак мастерства», «оценки — субъективны» и что-то еще про «плюс-старт», когда на тренировках не получается, а на соревнованиях выходишь и делаешь идеально. В духоте, с любым судейским составом. «Нужно делать на шесть, чтобы получить пять»,— сказала дочь-спортсменка и пошла готовиться к экзамену по окружающему миру, где требуется указать на изображении человека в разрезе «голень, плечо и желудок».

Дочь может и указать подвздошную кость, и назвать все мышцы бедра, только это имеет отношение к ее спортивному миру, но никак не к окружающему за 4-й класс. ВПР, ЕГЭ, ОГЭ — дети знают аббревиатуры экзаменов, знают, как заполнять таблицы и сколько именно предложений нужно написать в части С. Но они не умеют писать обычные сочинения, не читают на ночь книжки в свое удовольствие и не понимают, когда слышат, что математика может быть красивой.

Вся лента