Чем газ лучше бензина

Тестируем автомобили с газовыми двигателями

Россия — страна газа, и наш ответ на всеобщую мировую электрофикацию автопрома — переход на «голубое топливо». Для рядового автолюбителя переход на газ уже сейчас может быть привлекателен при необходимости больших пробегов и с автомобилями побольше.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Владимира Путина не так давно спросили, что он думает про глобальный тренд распространения электромобилей. Президент заявил, что электрические авто для России неактуальны. По его мнению, у нас важнее переводить автотранспортные средства на газ. Насколько выгодно использование газовых автомобилей уже сегодня, «Деньги» попытались выяснить, заручившись статистикой.

Плюсы и минусы

Ученые доказали, что концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах при использовании газомоторного топлива в пять раз меньше, чем у бензина. Природный газ выбрасывает меньше вредных веществ. В отличие от него, бензин, к примеру, содержит серу и при сгорании выбрасывает в атмосферу вредный для здоровья сернистый газ.

Автомобили на газе гораздо тише. Согласно замерам, работающий на этом топливе двигатель внутреннего сгорания производит шума минимум в два раза меньше, чем мотор на бензине (тем более на дизеле). Еще один плюс газового топлива — оно позволяет мотору медленнее изнашиваться. Газ, в отличие от бензина, не смывает масляную пленку, которая остается на стенках цилиндров и не образует нагара в камере сгорания. В результате снижается нагрузка на элементы цилиндропоршневой группы. Благодаря этому мотор на газе будет служить минимум на 20–30% дольше, соответственно снижая риск возможных дорогостоящих ремонтов.

Ну и наконец, главный козырь газового топлива — оно значительно дешевле. Цена газа в два-три раза меньше бензина или дизеля. Более точный расчет экономии зависит от того, какой тип газового топлива использовать для автомобиля, но об этом ниже.

Теперь о минусах. За удовольствие передвигаться на таком топливе придется платить установкой дополнительного оборудования. Еще одна малоприятная особенность — такое оборудование занимает в автомобиле много места и утяжеляет машину в среднем на 50–80 кг.

Еще одно неудобство — слабая распространенность заправок с этим топливом. В отличие от традиционных АЗС, газовые заправки — достаточно редкое явление, особенно в регионах. Так что планирование и осуществление заправки газом — это отдельная, не всегда простая задача.

Отдельный вопрос — это безопасность. Газ — более взрывоопасен, чем бензин. И хотя взрывы баллонов газа при авариях бывают крайне редки, даже теоретически такая перспектива способна вызывать у водителя и его попутчиков психологический дискомфорт.

Метан или пропан

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Само газовое топливо для автомобиля в настоящее время представлено на рынке в виде двух ключевых типов — пропан и метан. Первый вид более распространен: примерно 70% газовых авто передвигаются на этом топливе, ну а остальные 30% ездят на метане.

Пропан — это углеродный газ, который является побочным продуктом при добыче нефти. Обычно хранится в баллонах в сжиженном виде. Его ключевое отличие заключается в том, что рабочее давление у него всего 12–15 атмосфер. Емкости для этого газа более простые и легкие.

Метан хранят не в сжиженном, а в газообразном виде. Газ взрывоопасен. Его сжимают и хранят в более дорогих прочных баллонах под давлением в 200–270 атмосфер. Установка и обслуживание оборудования для метана требуют более высокой квалификации и дороже примерно вдвое. Если сегодня установка хорошего оборудования для пропана, например, от Lovato, Tomasetto, BRC (Италия), STAG и Valtek (Польша), Guther (Франция) или Prins (Нидерланды) обойдется в среднем в 50–60 тыс. руб., то установка метанового оборудования будет стоить вдвое дороже. Так, оборудование от итальянской Tartarini будет стоить 100–120 тыс. руб.

Метан имеет как минимум три ключевых преимущества, так как это более чистый газ. Во-первых, он лучше сгорает и потому мощность и динамика двигателя примерно как у бензинового (при использовании пропана — заметно ниже). Во-вторых, метан экономичнее с точки зрения расхода: в некоторых случаях потребление этого вида топлива примерно такое же, а иногда может быть даже меньше, чем на бензине (пропановый двигатель обычно потребляет на 10–20% топлива больше, чем бензиновый мотор). Ну и в-третьих, сам по себе метан дешевле в среднем на 40–50%: средняя цена метана на заправках сейчас — 15–16 руб. за кубометр, в то время как пропан обойдется в 21–23 руб. Правда, заправки метана встречаются гораздо реже, чем пропановые: этот вид топлива требует более технологичного и затратного хранения.

Сколько можно сэкономить на газовом автомобиле

Модель, марка авто Тип, марка газовой установки Средняя цена оборудования (тыс. руб.) Экономия от 100 км пробега (руб.) При пробеге в 16 тыс. км в год При пробеге 30 тыс. км в год
Срок окупаемости установки (годы) Экономия на топливе в год (тыс.руб.) Срок окупаемости установки (годы) Экономия на топливе в год (тыс. руб.)
Lada Vesta CNG Метан, заводская 170 85 5,2 32,4 2,5 60,9
Lada Vesta Пропан, от стороннего производителя (например, Lovato, Tomasetto, Италия) 50 203 3,6 13,6 1,9 22,5

Источник: расчеты автора.

Два пути

Для перехода на газ есть два принципиальных пути — приобретать автомобиль, уже оснащенный заводским газовым оборудованием, или же обращаться в специализированные компании, которые это оборудование на вашу машину устанавливают.

Первый вариант не дает большого выбора. Если говорить о пассажирских легковых автомобилях, то сегодня машину с заводским газовым оборудованием начинает активно предлагать АвтоВАЗ. В настоящее время у ведущего российского автопроизводителя в наличии имеются две газовые модели, причем обе приспособлены работать на метане. Первая — это Lada Vesta CNG, официальные продажи которой начались в середине 2017 года. В конце февраля на рынке появилась еще одна двухтопливная модификация — Lada Largus CNG. В этом году АвтоВАЗ обещает вывести на рынок третью газовую модель — Lada Granta СNG.

По сути, конкурента на российском рынке заводских газовых машин сегодня у АвтоВАЗа нет: другие бренды пытаются время от времени официально продавать газовые модификации пассажирских машин, однако эти попытки по тем или иным причинам сворачиваются. Например, одно время в салонах официальных дилеров продавался немецкий Volkswagen Сaddy (на пропане), однако сейчас продажи этой машины приостановлены.

В качестве примера использования авто с заводским газовым оборудованием рассмотрим Lada Vesta CNG. Внешне машина почти не отличается от обычной бензиновой модели, сзади только красуется шильдик с аббревиатурой CNG (Compressed Natural Gas). В салоне тоже заметен лишь один нюанс — переключатель топлива со светодиодными индикаторами уровня давления газа, которые ярко горят привычным зеленым светом. Под капотом, приглядевшись, можно обнаружить газовую рампу и специальный контроллер, под лючком бензобака рядом с его горловиной расположен штуцер для заправки (заправлять газовый автомобиль можно на специальных заправках почти так же, как бензиновый автомобиль, подключив заправочный шланг к входному клапану в машине). Ну и главное отличие обнаруживается в багажнике, где под специальным пластиковым кожухом и спрятан 90-литровый баллон с метаном. Места он занимает довольно много — примерно полбагажника. Да и весит немало — 75 кг (по сути, это вес дополнительного пассажира).

Сам баллон должен прослужить не менее 15 лет, но раз в три года требуется проводить его переосвидетельствование. Чтобы завести битопливную машину, нужно хотя бы немного бензина: на газ она переходит, когда система охлаждения прогреется до 40 градусов (это нужно, чтобы из-за возможного замерзания конденсата не обледенел газовый редуктор).

За всеобщую газификацию

Власти еще со времен СССР выступают за то, чтобы переводить на газ как коммерческие, так и частные автомобили.

Смотреть

По ощущениям газовая LADA Vesta со 106-сильным двигателем реагирует на команды водителя почти так же, как и бензиновая. Согласно официальным техническим характеристикам, при переходе на газ мощность мотор выдает в 95 л. с. вместо заявленных 106 л. с. на бензине, а максимальный крутящий момент падает со 148 Нм до 135 Нм. В результате на метане до 100 км/ч машина разгоняется примерно за 13 секунд (на бензине — лишь на секунду меньше).

Ну а что же цена? Сегодня газовая Lada Vesta CNG в самой доступной комплектации Classic Start предлагается за 810 тыс. руб. Vesta на бензине в такой же комплектации Classic Start стоит 640 тыс. руб. То есть разница составляет 170 тыс. руб. Посчитаем, за какой срок эту сумму можно окупить. Расход метана на Lada Vesta CNG в смешанном цикле примерно такой же, как бензиновый,— в районе 7 л на 100 км. 1 л метана на заправке, например, в Москве стоит почти втрое дешевле, чем бензин,— 16 руб. за 1 л по сравнению с 45 руб. за 1 л 95-го. Получается, что с каждой сотни километров пробега газовый вариант экономит 203 руб. Итого, чтобы «отбить» сумму в 170 тыс., автомобилю нужен пробег в 83,7 тыс. км. Согласно статистике, средний пробег частного автомобиля в России — 16 тыс. км в год. Получается, что Lada Vesta CNG сможет окупить себя за пять лет и два месяца при среднем пробеге и далее среднестатистическом пробеге в 16 тыс. км в год экономить 32,4 тыс. руб. Если же авто эксплуатировать более активно, то, скажем, при пробеге в 30 тыс. в год машина сможет окупиться за два с половиной года. И далее при таком пробеге экономия будет составлять довольно внушительные 60,9 тыс. руб.

Ну а если на ту же Lada Vesta установить газовое оборудование для пропана итальянской марки Lovato или Tomasetto, то это обойдется в среднем в 50 тыс. руб. Оборудование российского производства обойдется дешевле (примерно вдвое; 25–30 тыс.), но оно будет и менее надежным. Притом что литр пропана стоит сейчас в среднем 23 руб., стоит также принять во внимание, что расход у этого топлива обычно больше, чем у метана. На Lada Vesta он составит примерно 10 л на 100 км. Соответственно, экономия от пробега в 100 км на 95-м бензине на пропане будет составлять более скромные 85 руб. Взяв калькулятор, можно посчитать, что сумму за установку в 50 тыс. руб. при среднем пробеге в 16 тыс. км Lada Vesta на пропане «отобьет» за три года и шесть месяцев, и далее пропановая установка будет экономить 13,6 тыс. руб. Ну а если у владельца такой машины повышенный пробег в 30 тыс. км в год, то пропановая установка окупится менее чем за два года, и в год владелец будет экономить на топливе 25,5 тыс. руб.

Из этой суммы нужно вычесть разве что цену на обслуживание газовой установки. Однако деньги это небольшие. Качественное газобаллонное оборудование надежно и долговечно, без дополнительного ремонта и настроек может проработать 10–15 лет (до 200 тыс. км). Нужно будет потратиться разве что на осмотр, который рекомендуется делать раз в три года и который обычно укладывается в 5 тыс. руб.

При активном использовании автомобиля сумма экономии на газе получается значительная. Вероятно, стремящимся к экономии автолюбителям есть смысл задуматься об установке газа, если не смущает проблема сокращения места в багажнике и неудобства с поиском заправки. Однако первую сложность можно нивелировать, если устанавливать газ на автомобиль побольше — например, на внедорожник. А со второй проблемой обещает справиться государство, которое начинает реализовывать программы поддержки автомобилей на газе, в результате чего численность газовых заправок в стране должна существенно вырасти.

Георгий Алексеев

Вся лента