«СМИ пишут, что принц Чарльз не мог быть в курсе сомнительного происхождения денег»

Собственный корреспондент «Ъ FM» в Лондоне — об офшорах «Тройки Диалог»

В деле о выводе миллиардов долларов через компанию «Тройка Диалог» оказался замешан принц Чарльз, благотворительный фонд которого получил три платежа на сумму почти $200 тыс. через литовский банк Ukio, пишет «Русская служба Би-би-си». Именно через прибалтийскую кредитную организацию, как ранее сообщили участники «Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP), «Тройка Диалог» и выводила деньги из России. Речь, по информации расследователей, идет почти о $5 млрд, а сеть офшоров насчитывала около 70 компаний. В свою очередь, бывший владелец инвестиционного банка Рубен Варданян утверждает, что не был вовлечен в повседневные операции банка. При этом, как пишут СМИ, он был знаком с принцем Чарльзом и поддерживал с ним деловые отношения. Ведущий Петр Косенко обсудил ситуацию с собственным корреспондентом "Ъ FM" в Лондоне Андреем Остальским.

Фото: Reuters

— Известно ли, на какие цели направлялись деньги в фонд принца Чарльза?

— Да. Один из благотворительных фондов, которые курирует принц Чарльз, занимался восстановлением исторического здания, так называемого Дамфрис-хаус. Это поместье в Шотландии, которому много сотен лет и которое пришло в полный упадок, хотя считается историческим образцом соответствующей архитектуры. Вдобавок эта усадьба расположена посреди очень бедствующего в экономическом плане района, в котором царит колоссальная безработица. То есть принц Чарльз таким образом убивал сразу двух зайцев: ему удалось восстановить Дамфри-хаус (теперь это очень красивый дом, музей, куда многие туристы регулярно ездят); и сохранить рабочие места для местных жителей, соответственно, внести свой вклад в борьбу с безработицей. Я видел письма от тамошних работников, и они просто в восторге. Именно на это все пошли деньги «Тройки Диалог».

Весь вопрос в том — через какие каналы эти деньги пришли? Вот что расследование поставило под вопрос.

Пока Букингемский дворец не выступил с официальным заявлением, но он обычно с этим и не торопится. Но почти все газеты, СМИ, которые с уважением относятся к королевской семье, пишут, что, судя по всем данным расследования, принц Чарльз никоим образом не мог быть в курсе, что это были сомнительные деньги, полученные по каким-то сомнительным каналам. Да, он знал, что это связано с российской компанией, знал, наверное, только название этого банка. Принц Чарльз лично знаком с господином Варданяном, который, судя по некоторым сообщениям, очень положительное на него впечатление произвел. Так что, в общем-то, обвинять его королевское высочество в том, что он мог сознательно получать деньги из сомнительных источников, невозможно. Тем более, абсолютно никаких деловых отношений между англичанином и россиянином не существовало.

Кроме того, как пишет, например, The Times совершенно неочевидно, что Рубен Варданян был до конца в курсе о сомнительном происхождении части средств или, по крайней мере, это следует доказать.

В свою очередь, The Guardian подает эту информацию совсем в другом стиле. Газета опубликовала огромные фотографии принца Чарльза с Рубеном Варданяном с кричащим заголовком, что фонд принца Чарльза получил какие-то сомнительные средства. И только в подзаголовке более мелким шрифтом сообщается, что речь идет о «кошельке российских элит», по выражению интернет-издания «Медуза». Также газета пишет, что часть средств сомнительного происхождения проходили через эту «трубу», смешиваясь в ней с совершенно легитимными доходами, которые перемещались на совершенно законных основаниях из страны в страну.

— Отразится ли эта история на имидже королевской семьи?

— Конечно, откликов довольно много, история громкая. Для тех британцев, которые настроены антимонархически, это лишний повод поговорить о том, что из себя представляет королевская семья, что это анахронизм и так далее. Но такие граждане в меньшинстве. На самом деле, распространена другая оценка ситуации. Очень многие вспоминают о том, что не далее как сегодня правительство Терезы Мэй под каким-то благовидным предлогом отклонило возможность обсуждения и принятия в парламенте закона, который обязал бы офшоры в Британии и другие территории, принадлежащие этой юрисдикции, раскрывать имена бенефициарных владельцев компаний. Многие депутаты всех партий выступали за это, но правительство им навстречу не пошло.

Можно говорить о том, что в Великобритании связывают две вещи — то, что эти деньги сомнительного происхождения идут из России, и в то же время правительство не хочет быть последовательным, до конца двигаться по пути раскрытия данных о владельцах этих средств, тем самым положив конец таким компаниям.

Вся лента