ЕГЭ добавляют гибких навыков

Нужны ли дополнительные задания по soft skills

ЕГЭ дополнят заданиями по оценке soft skills — гибких навыков, то есть тех качеств, которые помогают работать в команде. Ввести экзамен по оценке таких навыков предложил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Личностные качества могут повлиять на оценки в Европе. Но как их будут тестировать в российских школах? Об этом — Иван Корякин.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Навыки командной работы, умение управлять временем, ресурсами и решать проблемы, — это то, что называют soft skills и то, что теперь каким-то образом может войти в ЕГЭ. «Решение уже принято», — заметил Сергей Кравцов. По мнению председателя комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев, это отличная инициатива: «Все, что Единый государственный экзамен в разных вариациях проверял, касалось именно предметных результатов. Именно это всегда было предметом серьезных споров: как же так, мы уже давно переориентировали систему на то, чтобы она не только обеспечивала необходимыми фундаментальными знаниями и базовым инструментарием, но также и снабжала человека всем комплексом умений, которые принято сейчас называть soft-skills? Речь идет об умении работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.

Но сейчас ни один Единый государственный экзамен ни в одной из своих ипостасей такую задачу не выполняет».

Непонятно, правда, как все это будет работать: потому что ЕГЭ и soft skills — понятия почти противоположные. На этот вопрос, вероятно, ответит рабочая группа, которую и создает господин Кравцов. Помогать будут Российская академия наук, Сбербанк и лично Герман Греф, который, кстати, давний противник узкопрофильного образования и предупреждал, что «век IT-шников» закончился.

Между тем, soft skills тестируют в Германии: в местных гимназиях нельзя получить высший балл за проект, выполненный в одиночку, — поощряется командная работа. Но в России преподаватели даже не знают, что такое soft skills. Им бы свои экзамены сдать, замечает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов: «Из десяти моих коллег восемь на вопрос, что такое soft-skills, скорее всего не ответят. Но надо сказать, что тема экзаменов для учительства, во всяком случае, сейчас очень актуальна в Москве. Учителя добровольно-принудительно массово сдают экзамен по московской электронной школе. Их отдельно обрадует эта информация».

Хотя работодатели и HR-специалисты все больше говорят о soft skills: самопрезентация, умение вести переговоры и работать в режиме многозадачности, — это то, что сейчас нужно. Как этому будут учить в российских школах, непонятно, тем более сейчас там, наоборот, не дают развиваться гибким навыкам, говорит генеральный директор кадрового агентства «Визави-Консалт» Валерия Дворцевая: «Что мы ждем от сотрудников? Мы ожидаем, что они предприимчивы, имеют собственное мнение и могут принимать решения. Что происходит в школе? Если ученики высказывают свое мнение и спорят с учителями, им это не всегда нравится, как и то, что дети, например, быстро договариваются, кто какой параграф учит, и как они будут между собой поднимать руки, чтобы оптимизировать эти процессы. Это предпринимательство в чистом виде».

Экзамен по soft skills могут ввести в IT-классах, которые предлагал создать Сергей Собянин. Любопытно, что именно программисты активно обсуждают эту проблему: среди них встречаются, как они себя называют, «интроверты и социопаты», которым легче все сделать своими руками, а не в команде. Каким способом будут действовать власти, непонятно. Их soft skills пока еще никто не тестировал.

Сообщается, что сначала такой экзамен будет добровольным.

Вся лента