«Победа» над ручной кладью

От компании требуют соблюдения правил ее провоза

Спор вокруг правил провоза ручной клади по невозвратным билетам продолжается. Ространснадзор дал «Победе» (лоукостер «Аэрофлота») две недели для приведения своих требований в соответствие с федеральными авиационными правилами (ФАП), разрешающими провоз вещей сверх ручной клади, ограниченной по весу и габаритам. Перевозчик утверждает, что его правила уже соответствуют ФАП, но по факту ограничения позволяют брать в салон в дополнение к вещам из списка только сумку размером с ноутбук. Эксперты говорят, что требования европейских лоукостеров мягче, а правила «Победы» диктуются невозможностью при низкой цене билета заработать иначе, чем на дополнительных услугах.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Ространснадзор обещает применить к «Победе» меры «административного воздействия», если перевозчик к 6 марта не приведет свои правила по перевозке ручной клади в салоне самолета в соответствие с ФАП. «Ространснадзором еще 28 декабря 2018 года дано предостережение о нарушении правил перевозки багажа, срок исполнения которого истекает 6 марта.

Что нужно знать о новых нормах провоза багажа

Смотреть

Новые федеральные правила по провозу ручной клади в салоне самолета по невозвратному билету вступили в силу в конце 2017 года. Согласно этим правилам, бесплатный багаж весом не менее 10 кг остается обязательным условием перевозки пассажира только для возвратных билетов. По более дешевому невозвратному (безбагажному) билету за провоз багажа в самолете придется вносить дополнительную плату. Пассажир, купивший невозвратный билет вправе везти в салоне ручную кладь ограниченных габаритов (самостоятельно определяемых авиакомпанией) весом не более пяти килограммов.

Дополнительно разрешается везти вещи из перечня, прописанного в ФАП:

  • рюкзак,
  • дамскую сумку или портфель с вложенными в него вещами,
  • верхнюю одежду, букет цветов,
  • детское питание,
  • костюм в портпледе,
  • детскую люльку или коляску при перевозке ребенка,
  • костыли,
  • трости,
  • ходунки,
  • роллаторы,
  • складную кресло-коляску,
  • лекарства,
  • купленные в магазинах duty-free товары.

До начала 2019 года на рейсах «Победы» действовали правила, по которым пассажир может бесплатно пронести в салон воздушного судна ручную кладь габаритами 36/30/23 см неограниченного веса, но не имеет право везти вещи из дополнительного списка. В феврале лоукостер привел свои правила в соответствие с федеральными, разрешив проносить в салон вещи из перечня, но ограничив габариты ручной клади до 36/30/4 см.

«Это габариты ноутбука. Расчет состоит в том, что большинству пассажиров невыгодно пользоваться этими правилами»,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли.

Тем, кому новые правила не подходят, «Победа» разрешила воспользоваться «старыми» — без ограничений по весу ручной клади габаритами 36/30/23 см, но с запретом на провоз дополнительных вещей из списка. Представитель авиакомпании утверждает, что предписание контролирующего органа исполнено после того, как «Победа» 18 февраля ввела альтернативные правила.

«Есть две причины, почему лоукостер продолжает вести заочный спор с органами власти. Во-первых, «Победа» зарабатывает на дополнительных услугах. Во-вторых, пронос большого количества вещей в салон увеличивает время погрузки, что также негативно влияет на компанию, чья бизнес-модель во многом построена на скорости разворота в аэропорту. В конечном счете, они отстаивают свое право на получение дохода»,— говорит собеседник “Ъ” на рынке.

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что правила перевозки европейских лоукостеров мягче, чем у «Победы». По его словам, экономика крупных европейских перевозчиков строится на двух факторах: очень дешевой по сравнению с остальными игроками цене флота и привилегиях аэропортов. «У Победы этих преимуществ нет. Изначально компания создавалась как политический проект. Кроме того, «Аэрофлот» активно использует ее для выдавливания с рынка конкурентов. Задача зарабатывать деньги поставлена перед «Победой» относительно недавно, и лоукостер, не имея конкурентных преимуществ западных коллег, зарабатывает на пассажирах»,— говорит эксперт.

Герман Костринский

Вся лента