Volkswagen в выжидательной позиции

Ольга Никитина о нужде иностранных концернов в русском партнере

7 марта истекает срок очередной отсрочки, которую группе ГАЗ Олега Дерипаски дал Минфин США. ГАЗ ведет переговоры о снятии санкций, чего уже удалось добиться другим активам Олега Дерипаски — «Русалу» и En+. Какая бы схема ни была выбрана, господину Дерипаске нужно будет передать кому-то контрольный пакет ГАЗа. Курирующий промышленность вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что обсуждается вхождение государства или других инвесторов, среди них назывался Volkswagen (VW). Правда, мои собеседники говорили, что немцы пойдут на это только после снятия санкций.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Схема взаимодействия между концернами очень похожа на сценарий КамАЗа и Daimler — у Daimler 15% в КамАЗе, а также у концернов совместный специнвестконтракт (СПИК) по грузовикам. На рынке ситуацию объясняют просто: для получения лояльности Минпромторга автоконцернам лучше иметь местного партнера. Например, заводу Hyundai, не имеющему такого партнера, удалось подписать СПИК только со второго раза, и то после длительных обсуждений и многочисленных обращений к вице-премьеру. В отличие от Daimler, который еще летом приостановил сборку автомобилей на мощностях группы из-за санкций, VW продолжает сотрудничество с ГАЗом. Кроме того, при обсуждении СПИК ГАЗа заявлялись планы по инвестициям VW в совместные продукты — грузовики и легкие коммерческие автомобили. И эти планы вошли в подписанный контракт группы ГАЗ, который заработает при условии снятия санкций, срок старта был с оптимизмом установлен на 2019–2020 годы.

Но затянувшаяся уже почти на год история с санкциями против группы ГАЗ явно спутала VW карты. Ряд моих источников на рынке считают, что VW, заявляя планы по участию в СПИК группы ГАЗ и инвестициям в производство на базе их площадки, пытался таким образом «откупиться» от требований Минпромторга по своему инвестконтракту на легковые автомобили. Его VW, как и остальные концерны, должен неизбежно подписать до лета, иначе потеряет большую часть господдержки. В концерне откровенно не готовы идти на уступки министерству и выполнять его традиционное требование по локализации коробок передач, считая это экономически нецелесообразным. Но, поскольку сотрудничество VW с ГАЗом, по сути, заморожено из-за санкций, такая разменная монета с поддержкой отечественного концерна не сработала и едва ли сработает до лета.

Но даже в таких условиях немецкий концерн, инвестировавший в площадку ГАЗа более €200 млн, явно не готов просто уйти. В кулуарных беседах чиновники правительства признавали, что группа ГАЗ не имеет таких глобальных связей, как En+ и «Русал», а потому решение вопроса до последнего не было в приоритете для Минфина США. Но теперь ситуация должна измениться.

Вся лента