Как развивалось дело о картине Брюллова

История вопроса

В 2002 году граждане Германии Александр и Ирина Певзнер приобрели у прихода русского православного храма в Брюсселе за €100 тыс. неатрибутированный шедевр с условием, что в случае неподтверждения авторства Карла Брюллова Государственным Русским музеем (ГРМ) сделка будет расторгнута. Коллекционеры предполагали, что это давно разыскиваемая картина «Христос во гробе», выполненная в 1840-е годы по заказу графа Николая Адлерберга и либо вывезенная им в Германию (где он умер в 1891 году), либо написана в его имении под Мюнхеном для домовой церкви.

В 2003 году господин Певзнер привез картину через Выборгскую таможню в Санкт-Петербург, задекларировав ее временный ввоз и сдал в ГРМ на экспертизу. Как только музей подтвердил, что это картина Брюллова, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти возбудило дело о контрабандном ввозе картины. Декларация, предъявленная господином Певзнером при обыске, была у него изъята, а картина Брюллова оставлена ФСБ в ГРМ. Несмотря на то, что картину, согласно постановлению ФСБ о возбуждении уголовного дела, незаконно ввез в РФ именно Александр Певзнер, он в течение месяца проходил по делу как свидетель (без положенных подозреваемому и обвиняемому с первого допроса процессуальных гарантий — в частности, адвоката). После того как господин Певзнер вернулся в Германию, ФСБ заочно предъявило ему обвинение и приостановило расследование. Защита коллекционера начала обжаловать в судах допущенные, по ее мнению, следствием нарушения.

В 2005 году главный хранитель ГРМ Иван Карлов в статусе и.о. директора музея сообщил ФСБ, что «хранение уникального художественного памятника без регулярных профилактических реставрационных мероприятий может привести к невосполнимым утратам авторской живописи», попросив «ускорить сроки расследования». «Подтверждаем, что заинтересованы в поступлении картины в фонды ГРМ на постоянное хранение», говорилось в письме ГРМ в УФСБ.

В 2008 году, как утверждает господин Певзнер, следователь в телефонном разговоре предложил «исходя из интересов Родины оставить картину у нас в России и передать ее Русскому музею», пообещав в обмен прекратить дело (цитируется по нотариально удостоверенной аудиозаписи, расшифрованной присяжным переводчиком — “Ъ”). Однако коллекционер продолжил оспаривать действия ФСБ в судах.

В 2010—2011 годах горсуд Санкт-Петербурга дважды признал, что отказ следствия вернуть картину и прекратить уголовное дело необоснован. После этого в ФСБ явились с повинной два таможенника, которые дали показания об оформлении в 2003 году якобы липовой декларации о ввозе картины за обещанное денежное вознаграждение. Господин Певзнер это отрицал. Таможенники к ответственности привлечены не были.

В 2012 году ФСБ завершила расследование. В целом оно продолжалось (согласно справке из обвинительного заключения) около 5 месяцев, а остальное время — более 9 лет — было приостановлено. Уголовное дело Александра Певзнера о «незаконном перемещении без декларирования и таможенного контроля» было передано в Выборгский суд. К моменту рассмотрения дела 10-летний срок давности истек.

В 2013 году Выборгский суд прекратил дело с конфискацией картины как «орудия преступления».

В 2014 году конфискацию отменил Леноблсуд, но картина осталась в ГРМ.

В 2016 году Генпрокуратура добилась в Верховном суде конфискации картины.

7 марта 2017 года Конституционный суд (КС) признал решение Верховного суда о конфискации неконституционным и направил дело на пересмотр.

25 мая 2017 года картина, несмотря на решение КС, была зарегистрирована Минкультом в Госкаталоге Музейного фонда РФ.

14 июня 2017 года президиум Верховного суда отменил решение о конфискации картины и постановил вернуть ее законным владельцам. «Мы боролись за это произведение, оно к нам поступило изъятое правоохранительными органами. Но если вопрос решен, чужого нам не нужно», заявил тогда директор ГРМ Владимир Гусев.

В 2018 году Генпрокуратура в справке для доклада генпрокурора Юрия Чайки в Совете Федерации констатирует: «Производство по уголовному делу Певзнера завершено. К исполнению обращены те судебные решения, согласно которым картина, помещенная в ГРМ, подлежит возвращению владельцу. Предписания суда не выполнены».

В 2019 году на момент публикации решение суда не исполнено — картина владельцам не возвращена. Минкульт считает, что производство по уголовному делу не окончено. По рекомендации УФСБ информация о картине на публичном портале Госкаталога Музейного фонда временно закрыта.

Почему Минкульт ждет второго пришествия ФСБ

Коллекционер из Германии Ирина Певзнер пожаловалась в Выборгский горсуд на вмешательство ФСБ в процедуру исполнения Министерством культуры решения Верховного суда (ВС) о возвращении ей и ее мужу Александру Певзнеру картины Карла Брюллова «Христос во гробе». Минкульт по рекомендации ФСБ закрыл доступ к информации о картине в Госкаталоге Музейного фонда РФ, продолжая удерживать ее в госсобственности в ожидании возобновления давно прекращенного дела о контрабанде. Шедевр 16 лет остается под арестом в Русском музее, но Выборгский суд и Генпрокуратура отказываются принять меры для его принудительного исключения из Музейного фонда.

Читать далее

Анна Пушкарская

Вся лента