Торговля прирастает услугами

В McKinsey фиксируют замедление товарного оборота

В глобальной торговле не только снижаются темпы роста, но и происходят структурные изменения — все меньшее количество производимой продукции отправляется за рубеж, а доля услуг последовательно растет и, возможно, уже превышает объем оборота товарами, следует из доклада McKinsey Global Institute. В дальнейшем разделение между товарами и услугами будет все больше размываться, а потребление сосредоточится в развивающихся странах, в первую очередь Китае, прогнозируют эксперты.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Интенсивность глобальной торговли, то есть доля произведенных товаров, которые подлежат экспорту, снижается почти во всех отраслях, говорится в исследовании McKinsey Global Institute (.pdf). В 2007-м этот показатель составлял 28,1%, в 2017-м — лишь 22,5%. Темпы прироста объемов торговли также снизились: с 1990-го по 2007 год они в среднем росли в 2,1 раза быстрее, чем мировой ВВП, с 2011-го — лишь в 1,1 раза быстрее. Сильнее всего интенсивность торговли падает в наиболее сложных цепочках — там, где выше доля торгуемых товаров (см. график).

При этом услуги и потоки информации играют все более важную роль. Однако измерить добавленную стоимость, создаваемую при торговле услугами, традиционной статистикой сложно (по официальным данным, на услуги приходится $5,1 трлн оборота, тогда как на товары — $17,3 трлн). По расчетам экспертов компании, однако, доля первых уже выше — сейчас недоучитываются услуги между подразделениями транснациональных компаний, а также бесплатные цифровые услуги. Более того, оборот в некоторых подсекторах, в частности ИТ и телекоммуникациях, бизнес-услугах, интеллектуальной собственности, растет в два-три раза быстрее, чем в торговле товарами (в целом по услугам за десять лет к 2017 году прирост составил 3,9%, тогда как по товарам — 2,4%).

В дальнейшем грань между товарами и услугами продолжит размываться, а трудоемкие производства будут заменяться капиталоемкими, ожидают в McKinsey. В цепочках добавленной стоимости уже растет технологическая составляющая. Расходы на НИОКР и нематериальные активы в 2016-м составили 13,1% доходов в цепочках против 5,4% в 2000-м (в том числе в машиностроении эта составляющая равна 36%, в фармацевтике — 80%).

При этом ценовой арбитраж (закупка более дешевого товара) из-за более низкой оплаты труда обуславливает лишь 18% оборота товарами.

В качестве основных причин изменений эксперты выделяют растущий спрос внутри Китая и других развивающихся экономик. Это ведет к большему потреблению внутри этих стран (так, Китай ранее экспортировал 17% производимого, в 2017-м — 9%), развитию внутренних производств (снижается зависимость от закупок комплектующих из-за рубежа) и к технологическим изменениям. Пока правительства пытаются нарастить именно торговлю товарами, однако преимущества уже смещаются в сторону стран с высококвалифицированной рабочей силой, возможностями для проведения разработок и защищенной интеллектуальной собственностью, полагают составители доклада. Добавленная стоимость все больше формируется за счет НИОКР и дизайна, а также дистрибуции, маркетинга и постпродажных услуг, доля же фактического производства снижается.

Татьяна Едовина

Вся лента