Дагестан продемонстрировал коррупционный потенциал

Какие нарушения нашли при обысках газовых предприятий

В Дагестане прошли обыски на 960 предприятиях газовой сферы. Об этом заявили местные прокуроры. Выяснились преступные схемы массовых хищений газа и денег, оплаченных потребителями за газ, сообщил прокурор Денис Попов на коллегии по итогам работы за 2018 год. По словам Попова, возбуждено восемь уголовных дел, в том числе в отношении руководителей газоснабжающей организации.

Фото: Алексей Мякишев, Коммерсантъ

Но эти обыски вряд ли как-то связаны с претензиями следственных органов к клану Арашуковых, считает доцент Финансового университета при правительстве России Оксана Гончаренко: «Пока не вижу прямой связи, честно говоря. Это же не вчера открылись глаза у нас, и мы узнали, что экономика во многих республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане, непрозрачна, она слабо контролируема федеральными органами, она имеет высокий, как это принято говорить, коррупционный потенциал. Это не сегодня проблема возникла, и правоохранительные органы, я абсолютно в этом уверена, также много лет имеют большой объем информации о том, какие правонарушения в экономической сфере случаются и происходят на достаточно регулярной основе в республике Дагестан. Я не поддерживаю точку зрения, согласно которой регионы с клановой традиционной системой внутриэлитного взаимодействия априори невозможно каким-то образом интегрировать в привычное нам правовое поле, в какие-то прозрачные отношения с федеральным центром. Я не считаю, что это так, а посему, конечно, есть большой потенциал у федеральных правоохранительных органов. И по мере накопления материала и рычагов давления мы будем видеть это все в информационном пространстве».

Грядут ли глобальные перестановки в руководстве газовых компаний республик Северного Кавказа? И кто больше заинтересован в изменениях? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что проверки выгодны прежде всего самому «Газпрому»: «Постоянно лоббируют идею реформирования внутреннего рынка газа. “Газпром” отбивается и говорит, что есть куча проблем и, вот пока мы их не решим, реформировать нас не надо. Вот эта вся вещь начинает виться и приходит к тому, что давайте, может быть, какие-то проблемы действительно решим. А вот проблема неплатежей — давайте с ней бороться. И вот начинается борьба с неплатежами, которая как раз вскрывает те проблемы, которые назрели уже довольно давно, и в частности с северокавказскими республиками, где газ либо годами воровался, либо годами за него не платили. Когда начинают нажимать на эти схемы, которые там сложились, во-первых, вскрывается много противоправных действий, а во-вторых, одни группы считают, что для них это возможность убрать старые кланы и самим сесть на эти потоки.

И здесь уже большой вопрос, наладится ли вообще там нормальная работа, либо действительно это приведет к тому, что просто поменяются элиты, которые сидят на этих финансовых потоках».

Ранее прокуратура Дагестана уже возбудила два уголовных дела из-за необоснованного начисления долгов за газ жителям двух районов республики.

Евгений Плотников

Вся лента