Популярным в России лекарствам не хватает доказанной эффективности

Опасно ли покупать такие препараты

Половина самых популярных в России лекарств не имеет доказательств своей эффективности. Аналитики рынка из DSM Group назвали десять наиболее продаваемых препаратов за 2018 год. Россияне традиционно покупают много обезболивающих, сердечно-сосудистых и противовирусных средств. Но пять из десяти лекарств в этом списке не проходили международные клинические испытания.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Опасно ли покупать такую продукцию? И почему она популярна? Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что соответствие международным стандартам стоит дорого и не все фармкомпании готовы за это платить: «Понятно, что по некоторым препаратам не проводились клинические исследования в соответствии с международными стандартами, но это не значит, что препарат неэффективен. Отнесение препаратов к эффективным и неэффективным отчасти носит спекулятивный характер — если препарат не прошел клинические испытания, но на практике показал свою эффективность, почему его надо называть неэффективным? Некоторые производители говорят: зачем проводить клинические испытания в соответствии со всеми международными правилами, когда препарат и так покупают? Прежде всего, клинические исследования — это хорошее капиталовложение, которое стоит недешево».

Популярность лекарств в России определяет не их эффективность, а, прежде всего, хорошая реклама, считает председатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев. По его словам, пользователи редко интересуются качеством препаратов, главное, чтобы названия были на слуху: «У препарата могут быть и очень хорошая маркетинговая программа, точно сформулированная и направленная рекламная поддержка. Первое — это целевая группа, кто вероятнее всего будет принимать решение о покупке препарата: сам пациент, его родственник, врач, фармацевт. Второе — насколько точно под эту целевую группу сформулировано информационное сообщение, которое, условно говоря, возьмет за душу того, на кого оно направлено, и затронет какие-то рациональные или эмоциональные струны. И третье — это правильно выбранный канал».

Игроки рынка отмечают еще один способ увеличивать продажи лекарств — включение их в различного рода рекомендации. Например, продажи «Арбидола» в 2009 году выросли на 83%, потому что Минздрав советовал использовать препарат для лечения свиного гриппа. Тогда СМИ обвинили руководство ведомства в лоббировании интересов фармкомпании. Врачам нередко навязывают средства, которые те должны выписывать своим пациентам, рассказал «Коммерсантъ FM» председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев: «В Россию допускаются препараты без доказательства эффективности.

У нас нет такого требования — доказать эффективность препарата.

Популярными они становятся за счет рекламы, маркетинга, оплаты врачам определенных рекомендаций.Такая настойчивая реклама оказывает влияние. Кроме того, эти препараты больные покупают сами. Если мы говорим, например, про "Актовегин", то это препарат с очень агрессивным многолетним маркетингом, огромное количество усилий затрачивается на то, чтобы его продвинуть».

В 2017 году Федеральная антимонопольная служба обвиняла две российские фармкомпании — Biocad и «Фармстандарт» — в срыве проверок. Во время визита инспекторы обнаружили отключенные сетевые диски, что помешало им взять необходимые данные. В ФАС тогда заявили, что производителям лекарств «есть что скрывать».

Анна Пестерева

Вся лента