Сложность пенсиям не к лицу

Развитию накопительных систем мешает уровень финансовой грамотности населения

Будущие пенсионеры даже в развитых странах часто плохо понимают, как работают пенсионные системы, и не могут сформировать необходимый объем накоплений, следует из нового доклада ОЭСР. В РФ, где уровень финансовой грамотности на треть ниже, это осложняет реформу накопительной пенсии. Помимо недавнего повышения пенсионного возраста, ассоциации с которым власти хотели бы избежать, им необходимо предложить гражданам схему достаточно простую, чтобы не отпугнуть их, и одновременно достаточно устойчивую для восстановления репутации накоплений как необходимой части обеспечения в старости.

Фото: Рамиль Гали, Коммерсантъ

Работа накопительных пенсионных систем может оказаться под угрозой, так как значительная часть населения недостаточно финансово грамотна, следует из доклада ОЭСР о перспективах развития пенсионных систем. Накопительные пенсионные схемы — как добровольные, так и обязательные — считаются необходимым компонентом трехуровневого пенсионного обеспечения, в которое также входят солидарные пенсии и корпоративные программы, и распространены в большинстве стран мира. В РФ нынешняя версия накопительной системы заморожена с 2014 года, а новая, разработанная ЦБ и Минфином, еще не запущена: власти опасаются негативной реакции населения на нее из-за недавнего повышения пенсионного возраста (см. “Ъ” от 28 декабря 2018 года).

По данным ОЭСР, в государствах организации зафиксирован относительно низкий уровень финансовой грамотности (в среднем 13,2 балла из 21 возможного по шкале ОЭСР). Под грамотностью здесь понимается «сочетание осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для… достижения индивидуального финансового благополучия» (определение международной сети ОЭСР по финансовому образованию, INFE). В среднем только 56% взрослых достигают минимального целевого показателя уровня финансовых знаний (61% мужчин, 51% женщин). Так, только треть (32%) клиентов накопительных систем знают объем своих накоплений, при этом их доля ниже среди тех, кто собирается выходить на пенсию в ближайшее время (55 лет и старше). Менее 20% граждан в возрасте от 35 до 44 лет всерьез задумывались о том, как они будут справляться с финансами на пенсии, этот показатель увеличивается до 35% в возрасте 45–54 лет и до 55% в возрасте 55 лет и старше. Наконец, большинство (81%) уже вышедших на пенсию ранее не предполагали, сколько средств требуется внести для поддержания разумного уровня жизни после прекращения работы. Однако, притом что 67% участников считают, что уровень их взносов в систему «слишком низок», а 35% из них намеревались увеличить их в течение следующих нескольких месяцев, только 14% этой подгруппы сделали это на практике.

Дополнительные сложности создает и сама конструкция пенсионного обеспечения: чем сложнее она организована, тем чаще участники откладывают решение вопроса о формировании собственных накоплений на потом. Например, при прочих равных условиях при увеличении числа пенсионных фондов, в которых можно было бы формировать будущую пенсию, на 10 штук уровень участия в них населения падает на 1,5–2%. Вероятно, это одно из соображений, затягивающих запуск новой накопительной пенсионной системы в России: финансово грамотными в стране могут считаться 38% совершеннолетних (на треть меньше, чем в среднем по развитым странам), и для вовлечения в формирование накоплений статистически значимого числа граждан властям нужно предложить им достаточно простую, но при этом финансово устойчивую альтернативу государственной пенсии.

Анастасия Мануйлова

Как на рейтингах властей сказались и скажутся непопулярные решения

К концу 2018 года рейтинг основных государственных институтов существенно упал, равно как и уровень социальных ожиданий, показывают опросы основных социологических служб. Пенсионная реформа, объявленная после президентских выборов, подорвала доверие к инициативам власти, предсказать скорость восстановления которого опрошенные “Ъ” эксперты не берутся.

Читать далее

Вся лента