Новогодним подаркам повысили ценник

Какие презенты приготовили партнерам бизнес и госкорпорации

2 млрд руб. — столько потратили в этом году на новогодние презенты федеральные и региональные госструктуры, посчитали в центре антикоррупционной политики партии «Яблоко». Еще 2,5 млрд руб. ушли на сами корпоративы. Что дарят в госкорпорациях? И какие подарки делает бизнес своим партнерам? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Гости новогоднего приема в Кремле, который прошел в четверг, должны были получить чайный набор из фарфора. Каждый подарок, как выяснили в РБК, обошелся управделами президента в 8 тыс. руб. Чайный сет в этом году подарят и от Совета федерации. А «дочка» «Ростеха» — НПО «Высокоточные комплексы» — заказала стеклянные шары с изображением ЗРПК «Панцирь-С1» стоимостью 4 тыс. руб. каждый. Всего же заказано 500 таких украшений. Депутатам Госдумы подарили флешки из карельской березы, икорницу с росписью «Гжель», панно со зданием Думы и фигурки медведя из камня и дерева.

Если посмотреть на средний чек, то корпоративные подарки госорганов тянут на бизнес-презенты от частных компаний, но не дотягивают до VIP-уровня с ценником от 10 тыс. руб. на персону.

А вот крупный бизнес постепенно отказывается от новогодних подарков партнерам и перечисляет деньги на благотворительность. И чаще всего адресно, рассказал в интервью «Коммерсантъ FM» совладелец компании «Технониколь», миллиардер Игорь Рыбаков, который входит в сотню богатейших людей России по оценке Forbes: «В этом году я сократил бюджет на физические подарки и всякие безделицы, направив 3,5 млн руб. на создание целевого капитала в школе, где я учился.

И когда люди спрашивали меня о подарке, я отвечал, что самым лучшим презентом для меня является создание аналогичного фонда в школах, где они учились.

Так, Ростислав Шатенок и другие выпускники одного из образовательных учреждений Королева скинулись по 500 тыс. руб. и создали endowment-фонд».

А своему партнеру по бизнесу Игорь Рыбаков подарил сертификат на совместные уроки танца. Правда, партнер этот — супруга бизнесмена Екатерина, которая занимается филантропическим фондом семьи.

Михаил Куснирович, глава Bosco di Ciliegi, не изменяет традициям больше 20 лет. И из подарков, как говорит бизнесмен, уже набралась новогодняя коллекция: «Много лет мы выдумываем традиционные тематические банки от Bosco, наполняя их всякой всячиной. Отдельная градация — их размер и насыщение. Не экономим мы на этом деле. Комплект оценивается примерно в 14 тыс. руб. Очарование в подарках есть, конечно. Некоторые наши партнеры действительно заморачиваются. Так, Газпромбанк дарит продуманные подарки и с книгами, и с елочными украшениями. ВТБ, кстати говоря, в этом году тоже подготовил "Билибинские шары"».

По словам господина Куснировича, в этом году много продуманных и действительно теплых подарков от партнеров. Но такое мнение разделяют не все. Ресторатор Аркадий Новиков признается, что ему по-прежнему презентуют много бесполезных вещей: «Беда в том, что все дарят одно и то же: какие-то дешевые коньяки и вина, конфеты, ненужные безделушки. Правда, как-то мне подарили 30-летний кальвадос и черную граппу».

Бюджет на корпоративные новогодние подарки бизнес не раскрывает. Но в этом году он вырос на 30-40%, говорит Антон Верт, основатель VertComm.ru — компании-производителя рекламно-сувенирной продукции, которая провела мониторинг таких презентов. По словам господина Верта, средний чек составил от 2 тыс. руб. за промо вариант до 10 тыс. руб. за подарок директорам компаний: «Компании менее рискуют своим именем, брендом, заказывая либо съедобные подарки, либо практичные. Например, Институт аэрокосмической приборов и систем подарил своим сотрудникам чайный гриб. При этом презент нужно было еще выиграть в лотерею. Теперь по поводу подарков партнерам. Вот из такого "взрывного" пиара — это МГТC. В этом году компания подарила девайс с колонкой и внешний аккумулятор со слоганом "В новый год со свинищем". Это, конечно, решение на грани, но при этом очень сильно выстрелило в медиапространстве».

«Выстрелил» совсем недавно и корпоративный календарь Минобороны «Армия России» на 2019 год. Согласно ему, на 2019-й год главное оружия Кремля, оказывается, стрельба глазами. И «стреляют» так в марте.

Среди любопытных полиграфических подарков — «Развивающий журнал "Озорная гусеница"» одного из СМИ, в который включили задачи на злобу дня про московские парковки, приключения Мамаева и Кокорина, Навального, пенсию и про туристов дядю Сашу и дядю Руслана, которые любят бывать в Солсбери.

Вся лента