Гиперпассивность

Почему граждане больше не ездят за фрикадельками в большие магазины за МКАД

Россияне за годы экономического кризиса привыкли к экономии. Это не лучшим образом сказалось на бизнесе ритейлеров, которые вынуждены сворачивать свои программы по открытию гипермаркетов, и 2018 год может стать началом заката этого формата.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Всю вторую половину 2018 года мы в “Ъ” ждали один из важных информповодов на рынке ритейла. С начала лета на рынке появились слухи, что немецкая Metro Cash & Carry объявит о возможной продаже всех своих 93 российских гипермаркетов. Но компания пока так и не анонсировала сделку, хотя отчиталась, что за девять месяцев 2018 года ее выручка в России сократилась на 16%. Россияне стали реже посещать крупные магазины.

Уходящий год оказался переломным для гипермаркетов: по данным Knight Frank, на протяжении 2018-го их выручка в среднем сокращалась на 4%, если говорить об удачных для продажи месяцах, и на 15% в самые «мертвые» периоды. Для розницы, исчерпавшей резервы для роста маржинальности бизнеса, эти цифры выглядят удручающе.

Ряд ритейлеров решили не ждать окончательного заката эпохи гипермаркетов: уже в сентябре вторая по величине продуктовая сеть в стране «Магнит», перешедшая в начале 2018 года под контроль ВТБ, объявила об отказе развивать такой формат (сейчас у ритейлеров 244 подобных объекта). Сеть готова сосредоточиться на открытии «магазинов у дома». Серьезное влияние на сегмент гипермаркетов оказал французский Auchan, не заключивший в этом году вопреки обыкновению ни одной сделки с девелоперами на строительство мегамагазинов в Москве и Подмосковье. Вряд ли компания подпишет такие контракты в среднесрочной перспективе, так как теперь у нее в приоритете также объекты меньшего формата.

Услышав эту новость на одной из конференций “Ъ”, подмосковный девелопер средней руки искренне удивлялся: «Если люди перестают закупаться в больших ''Ашанах'', то и в IKEA ради фирменных фрикаделек никто не поедет?!»

Покупатели действительно больше не готовы ехать на окраины в гипермаркеты и тратить свое время ради покупки продуктов. Даже за мебелью и товарами для дома теперь не надо ехать в IKEA за МКАД: ритейлер открывает DIY-магазины меньшего формата в крупных торгцентрах Москвы — «Авиапарк» и «AFI Молл». А конкуренты шведов, OBI и Leroy Merlin, создают временные pop-up-студии мебели и товаров для дома прямо в жилых комплексах Москвы, где идет заселение.

Что же стало причиной сужения сегмента гипермаркетов?

Раньше в таких магазинах товары стоили существенно дешевле: разница доходила до 10–20%. Но в этом году ритейлеры, которые открывают супермаркеты на каждом шагу, объявили такое количество скидок, что смысла посещать гипермаркеты почти не осталось.

У некоторых сетей, например X5 Retail Group, треть продуктов реализуется по промоакциям. Учитывая, что тренд на ухудшение потребительских настроений из-за роста цен и объемов платежей на обслуживание кредитов россиян сохранится, покупатели и в 2019 году будут стараться покупать больше товаров по скидкам.

Второй момент — развитие рынка недвижимости для стрит-ритейла, что наблюдается как минимум в Москве. Такие объекты сразу же находят арендаторов. Бум на рынке стрит-ритейла позволил, например, основателю небольших магазинов свежих продуктов «Вкусвилл» Андрею Кривенко открыть больше точек, чем годом ранее. В итоге выручка сети в 2018 году выросла почти на 60%, до 50 млрд руб.

Еще один важный фактор — развитие e-commerce. По данным Nielsen, сейчас 4% россиян регулярно покупают товары первой необходимости по интернету. Пока в этом плане нам есть куда расти. В Китае, например, доля таких покупателей достигает 40%. При этом, как показывают те же опросы, почти 50% россиян готовы заказывать продукты в онлайн-режиме, если их будут доставлять быстро и в удобное для покупателей время. Осталось продавцам наладить систему логистики. И кто знает, может, уже скоро в ритейле появится свой Uber, который окончательно избавит многих из нас от посещения магазинов.

Никита Щуренков

Вся лента