Вишневый зоосад

На экранах комедия «Любовь и прочий зоопарк»

В прокат выходит «Любовь и прочий зоопарк» — за этим неочевидным названием скрывается фильм Антони Кордье «Гаспар едет на свадьбу», участвовавший в конкурсе Московского кинофестиваля в апреле 2018 года. Но как ни назови, считает Юлия Шагельман, меньше всего эта картина похожа на стандартную романтическую комедию.

Явные чудачества друг друга эксцентричное семейство владельцев зоопарка принимает как должное

Фото: Centre National de la Cinematographie (CNC)

Гаспар (Феликс Моати) — великовозрастный оболтус, довольно давно не общавшийся со своей семьей. Однако теперь появилась причина вернуться домой, от которой не отмахнуться. Гаспар едет на свадьбу: его давно овдовевший отец (Йохан Хелденберг) решил жениться второй раз. На полпути поезд останавливается из-за акции протеста зеленых активистов, приковавших себя к рельсам. Среди них Гаспар обнаруживает девушку, почти потерявшую сознание, и спасает ее от голодного обморока, галантно предложив пива. На самом деле Лора (Летиция Дош) совсем не беспокоится об экологии, а к зеленым примкнула случайно, польстившись на бесплатный круассан. Так же случайно она оказывается в одном поезде с Гаспаром, который вообще-то едет совсем не туда, куда ей нужно. Слово за слово — и блудный сын предлагает девушке за €50 в день изобразить перед родственниками его подружку, чтобы легче было пережить свадебные торжества.

Ни зритель, ни Лора не подозревают, во что впутываются. Семья Гаспара живет посреди зоопарка, которым владеет и управляет, и новорожденный двухголовый карибу — отнюдь не самый странный его обитатель. Для начала выясняется, что свадьба отменяется: невеста, ветеринар Пегги (Марина Фоис), передумала, застукав жениха с другой. Тот, однако же, считает, что лучшая стратегия — это продолжать подготовку к бракосочетанию, как будто ничего не произошло. Параллельно он обзванивает всех своих возлюбленных (а их у самопровозглашенного «однолюба» находится немало) с официальными прощаниями и лечит вылезшую на фоне стресса нервную экзему в бассейне с рыбками. Младшая сестра Гаспара Колин (Криста Тере) разгуливает в шкуре медведицы, которая была подругой ее детских лет, питается корешками, утверждает, что на зиму впадает в спячку, и «девушку» брата встречает с совсем не сестринской ревностью. Самым рассудительным в этом паноптикуме кажется средний брат Виржиль (Гийом Гуи), которому приходится среди всей этой кутерьмы готовить зоопарк к продаже, потому что поддерживать его на плаву уже не получается.

И медвежий наряд Колин, и ее влюбленность в старшего брата, и прочие чудачества друг друга, и даже то, что маму Гаспара когда-то убил тигр, все члены эксцентричного семейства воспринимают как должное. Даже сам Гаспар, сбежавший от них подальше и пытающийся стать максимально «нормальным», хоть это и означает, например, отказ от природных талантов в пользу скучной рутинной работы, снова почти мгновенно втягивается в необычный для постороннего взгляда, но такой родной для него образ жизни.

Тот самый взгляд со стороны, оказывающийся неожиданно проницательным, транслирует Лора, которая при первом знакомстве казалась безрассудной и легкомысленной (да на самом деле такой и остается), но по сравнению с родственниками нового знакомого вдруг становится воплощением адекватности и здравого смысла. В ее присутствии как будто становятся более выпуклыми взаимные обиды, невысказанные претензии и братское соперничество, а воспоминания, окутанные ностальгической дымкой, оказываются не такими уж идиллическими.

Режиссер Антони Кордье утверждает, что источником вдохновения для фильма послужил чеховский «Вишневый сад»: зоопарк здесь — уходящая натура, символ прежних, более простых и понятных времен, с которыми неизбежно приходится расстаться. Вызвано это причинами как внешними (общество меняется, и люди больше не хотят смотреть на животных в клетках, даже если им там хорошо живется), так и внутренними (наступает момент, когда всем героям, несмотря на их отчаянное сопротивление, приходится наконец повзрослеть). Такая история могла бы превратиться в настоящую драму или, наоборот, скатиться в гротеск, однако авторам удается держать баланс, даже самые неоднозначные или грустные эпизоды подавая с максимальной естественностью, мягким юмором и ироничным оптимизмом. И даже свадьба в финале все-таки состоится — пусть, как и все в этом фильме, совсем не такая, как ожидалось.

Вся лента