Сила искусства и инноваций

репортаж

3D-реальность от Samsung, абстракции Василия Кандинского и Павла Филонова из Русского музея, электромобиль будущего, собранный в США,— все это в десяти метрах друг от друга можно было увидеть в холле гостиницы Ritz Carlton в Эр-Рияде, где с 23 по 25 октября уже второй раз проходил инвестиционный форум Future Investment Initiative (FII, «Инвестиционная инициатива будущего»). Искусство, технологии и развлечения стали лучшим символом перемен в Саудовской Аравии.

Саммит о будущем

Энергичное общество, процветающая экономика, амбициозная нация — так видит будущее страны наследный принц королевства Мухаммед бен Салман. Именно ему принадлежит идея проведения форума, который стал идеальной площадкой для демонстрации потенциала Саудовской Аравии и привлечения в нее инвестиций. Разработанная под эгидой принца программа Vision 2030 ставит цель снизить зависимость страны от экспорта нефти и вывести ее на ведущие позиции в мировой экономике. Реформы затрагивают все сферы жизни королевства от экономики до культуры и спорта.

Среди первоочередных задач — создание новых рабочих мест для молодежи, локализация производства, развитие частного бизнеса и технологий, улучшение качества жизни населения. Реализация амбициозных планов требует значительных инвестиций, а также технологической, научной и информационной поддержки извне. И в желающих участвовать в саудовских проектах нет недостатка. Саудовская Аравия на протяжении десятилетий рассматривалась только как нефтяное королевство и выгодный рынок оружия. Теперь королевство открывает новые возможности для инвесторов.

Vision 2030 впервые была обнародована в 2016 году. А уже в следующем году, буквально через несколько месяцев после того, как Мухаммед бен Салман был назначен наследником престола, состоялся первый инвестиционный форум. Его гостями стали глава МВФ Кристин Лагард, руководители Нью-Йоркской и Лондонской фондовых бирж — всего около 4 тыс. человек из 90 стран.

В нынешнем году от форума ждали не меньшего масштаба и еще более представительного участия. Тем более наследный принц продолжал покорять западный мир. В частности, весной состоялась его трехнедельная поездка по США, где он не только не скупился на интервью, в которых рассказывал о стремлении страны к реформам, но и встречался с брокерами Нью-Йоркской биржи, IT-предпринимателями Силиконовой долины и голливудскими магнатами. За прошедший год в Саудовской Аравии открылись кинотеатры, состоялись первые гастроли зарубежных оркестров, в том числе симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Самым же громким событием года стало получение женщинами права водить машину.

На фоне этих перемен, серьезно поменявших имидж королевства во внешнем мире, успех второго форума был предрешен. К участию были заявлены министры экономического блока из европейских стран и США, представители международных финансовых институтов и корпораций. Но за три недели до открытия стало известно об убийстве в генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле саудовского журналиста Джамаля Хашокджи. Эр-Рияд попал под огонь критики. Тем не менее власти королевства решили не отменять мероприятие.

Кто доехал до Эр-Рияда

В итоге по числу участников второй форум почти не уступил первому. Согласно официальной статистике в нем приняли участие более 3,5 тыс. участников из 88 стран, среди них главы 8 государств и более 20 министров. Поддержать Саудовскую Аравию приехали король Иордании Абдалла II, правитель Дубая Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, наследный принц Бахрейна Салман бен Хамад Аль Халифа, президенты Габона и Сенегала Али Бен Бонго Ондимба и Маки Салл, премьер-министры Пакистана и Ливана Имран Хан и Саад Харири, представители властей Кувейта и Эфиопии. Высокопоставленные западные политики в числе участников форума не значились. Тем не менее в эти дни в Эр-Рияде все же побывал министр финансов США Стивен Мнучин. Он провел переговоры со своим саудовский коллегой, а также встретился с его высочеством Мухаммедом бен Салманом. Западные бизнесмены свое присутствие на форуме не скрывали. В частности, там был глава Total Патрик Пуянне, глава Schlumberger Паал Кибсгаард, а также представители Mastercard, HSBC, WoodMackenzie и многие другие. «Очень сложно представить, что произойдет сокращение контактов с Саудовской Аравией, принимая в расчет ее значимость для мировых энергетических рынков»,— сказал в интервью Reuters генеральный директор британского банка HSBC Джон Флинт. Многие бизнесмены из США и Великобритании в ходе форума подчеркивали, что выстраивали отношения с Эр-Риядом годами и не хотят их терять.

Россия была представлена внушительной делегацией во главе с генеральным директором—председателем правления РФПИ Кириллом Дмитриевым.

Со своей стороны саудовские власти не стали избегать на форуме темы убийства журналиста. «Мы знаем, что эти дни являются сложными для нашей страны... Никто в стране не может найти для этого никаких оправданий»,— сказал в первый же день форума министр энергетики королевства Халид Аль-Фалих. Но при этом добавил, что «нельзя останавливать движение вперед» на пути реализации Vision 2030.

Борьба с нефтяной зависимостью

Безусловно, центральным событием форума стало выступление наследного принца, которое также началось со слов о «деле Хашокджи». «Это отвратительное преступление, которому нет оправдания»,— сказал Мухаммед бен Салман. Он пообещал наказать виновных и сохранить отношения с Анкарой. Но главным его обещанием стала клятва превратить новый Ближний Восток в «новую Европу». «Это моя личная война, я не хочу уйти из жизни, пока не увижу Ближний Восток впереди всего мира, я уверен, что это непременно осуществится»,— сказал наследный принц.

В ходе сессии, на которой Мухаммед бен Салман выступал вместе с наследным принцем Бахрейна и премьер-министром Ливана, речь шла о реформах, которые проводят Саудовская Аравия и другие арабские страны, чтобы отказаться от нефтяной зависимости. По словам саудовского принца, ненефтяные доходы страны утроились за последние два года, а число рабочих мест — одна из главных проблем саудовской экономики — возросло в два раза. Принц также сообщил, что капитализация инвестиционного фонда Саудовской Аравии достигнет к концу 2019 года $400 млрд. «Мы продолжаем реализовывать все наши проекты, несмотря на попытки извне помешать нашим усилиям»,— сказал Мухаммед бен Салман.

В подтверждение его слов практически все саудовские спикеры форума рассказывали об успехах в реализации Vision 2030. В частности, министр энергетики Аль-Фалих объявил о запуске Национальной программы развития и материально-технического обеспечения. «Стратегия программы направлена на превращение Саудовской Аравии в ведущую промышленную державу и глобальную логистическую платформу»,— сказал он. Ее цель — увеличение к 2030 году доходов ВВП на $586 млрд, предоставление 1,6 млн новых рабочих мест и активное привлечение инвестиций.

«Сегодня сила, которую мы должны развязать в арабском мире,— это сила инноваций. Существующие трубопроводы должны стать кредитными линиями для начинающих и предприятий. Нефтеперерабатывающие заводы будут технологическими инкубаторами» — так описал задачу, стоящую перед арабскими странами наследный принц Бахрейна принц Салман бен Хамад.

Что строят в Саудовской Аравии

Договоренности, заключенные саудовскими компаниями в ходе форума, в полной мере соответствуют этой стратегии. За три дня работы форума были подписаны контракты на сумму свыше $55 млрд. Более половины из нее ($34 млрд) приходятся на Saudi Aramco. В частности, компания договорилась о начале строительства нефтехимического комплекса в партнерстве с французской Total. Trafigura Singapore планируется построить в королевстве первый медеплавильный завод на Аравийском полуострове. В планах — создание двух силиконовых заводов, а также множество других проектов по локализации производства и развитию технологий.

Особая тема для королевства — так называемые гигапроекты. Они решают задачу ответить на вызовы, связанные с демографическими изменениями в обществе (66% населения младше 35 лет). Речь идет об индустрии развлечений, изменении концепции отдыха, в том числе отношении к спорту, поощрении развития творческого потенциала, а также создании дополнительных рабочих мест за пределами нефтяной сферы.

Среди «гигапроектов»: аналог Силиконовой долины — город будущего Neom, который одновременно станет свободной экономической зоной и научным кластером, две огромные туристические зоны на Красном море («Красное море» и «Амалаа»), а также образовательно-развлекательный парк «Киддия» в 40 км от центра Эр-Рияда. Запустить первую очередь этих проектов планируется в 2022 году. А уже на 2020 год прогноз занятых в туризме составляет 1,2 млн человек, доходы от туризма могут достичь $47 млрд в год.

В ходе форума генеральный директор компании «Красное море» Джон Пагано пообещал, что работа над проектом начнется уже в следующем году. А вот Neom, по планам разработчиков города будущего, первые посетители, может быть, увидят уже в следующем году. Власти королевства не исключают, что Future Investment Initiative 2019 может пройти именно в Neom. В нынешнем году на форуме исполнительный директор проекта Надми ан-Наср провел десятки переговоров с потенциальными партнерами и инвесторами. По его словам, он убедился, что они по-прежнему готовы к сотрудничеству.

Для полной реализации проекта, который должен быть построен на территории в 26,5 тыс. кв. км в пограничном с Египтом и Иорданией районе на берегу Красного моря, потребуются еще долгие годы. Планируется, что город будет функционировать только за счет солнечной и ветряной энергий и станет технологическим хабом для стран Азии и Африки. Инвестиционный потенциал проекта Neom — $500 млрд. Участвовать в нем приглашены и российские компании. Приглашение прозвучало лично от наследного принца Мухаммеда бен Салмана во время его встречи в рамках форума с российской делегацией.

Россия посреди оазиса

Россиян на форуме встретили особенно тепло. Прежде всего потому, что российские бизнесмены не стали пересматривать свои планы участия в форуме. По словам участников встречи с наследным принцем, Мухаммед бен Салман, приветствуя гостей, сказал: «Теперь мы знаем, кто наши лучшие друзья!». Как рассказали бизнесмены, принц произвел на них впечатление человека, который внимательно слушает, вникает во все вопросы и чувствует себя вполне уверенно.

Бизнес-часть FII — предмет отдельного рассказа (см. стр. 2-3). Тем не менее невозможно не отметить самую неожиданную часть российского участия в форуме — это его культурная программа в самом широком понимании. В своих выступлениях на форуме глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, как и другие члены российской делегации — главы СИБУРа Дмитрий Конов, GHP Group Марк Гарбер, ВТБ Андрей Костин, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, говорили, что для инвестиций, технологий, науки и культуры не должно быть границ. И они выстраивали новый облик России для арабских, западных и азиатских бизнесменов. Эр-Рияд оказался удобной площадкой, где пересеклись все дороги. И, что особенно близко для россиян, Саудовская Аравия приняла концепцию развития страны не только через экономику, но и культуру. В ближайшие годы в королевстве планируется открыть 18 новых музеев, 80 объектов культурного и исторического наследия.

Россия, по словам Михаила Пиотровского, готова помогать саудовской стороне в развитии музеев, в том числе привозить в королевство свои коллекции. Первая выставка Василия Кандинского из запасов Русского музея планируется уже в ближайшее время. Небольшой «русский уголок» в рамках форума, организованный РФПИ с тремя картинами Кандинского и двумя — Филонова, продемонстрировал интерес саудовцев в России. Не зря Кирилл Дмитриев подчеркнул, что одного бизнеса для выстраивания крепких отношений между государствами недостаточно. Нужен диалог культур. И Россия готова его выстраивать.

Мария Аппакова

Вся лента